Директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин: «12 стран, 23 гастрольных спектакля и 38 лошадей»
Пострадала ли программа фестиваля от финансового кризиса?
Министерство культуры сократило финансирование фестиваля за месяц до его начала. Поэтому мы вынуждены были исключить спектакль стокгольмского театра «Драматен» «Гамлет», теперь Швецию будет представлять только Матс Экк со своей «Игрой снов». Сократилось количество спектаклей «Баттута» театра «Зингаро». А перформанс «Зингаро» «Восход солнца» отменен из-за травмы ноги лошади. Наши зарубежные партнеры, наоборот, как правило, стараются нам помочь в решении финансовых проблем. Так, поскольку в этом году Франция — почетный гость нашего фестиваля, то Французский культурный центр в Москве, Культурфранс, МИД Франции и Посольство Франции в России берут на себя часть расходов по привозу в Россию французских спектаклей.
Францию представит малоизвестный у нас феномен — театр-цирк…
Основоположник жанра — Жан-Батист Тьере. Будут показаны его спектакли, работы его жены Виктории Чаплин, их сына Джеймса и дочери Аурелии. Они очень не любят афишировать свою принадлежность к великой фамилии, потому что сами по себе очень талантливы и скромны. Вы увидите Джеймса на сцене, и что-то неуловимое в его движениях и образе напомнит его великого деда. Вся эта коллекция театров-цирков, которую мы приглашаем, единой программой еще ни разу не была представлена даже во Франции.
У кого в этом году самый высокий гонорар?
У «Навигатора» из Австралии, но это — современная опера со всеми вытекающими последствиями. А в абсолютной величине — самый дорогой, конечно, «Зингаро». Потому что надо привезти больше тридцати лошадей на самолете и 16 траков с оборудованием для шатра.
А какие спектакли самые «свежие»?
«Липсинк» Робера Лепажа (2007) и «Дориан Грей» Мэтью Боурна (2008).
Нарушая периодичность биеннале, Чеховский фестиваль затевает специальную программу в 2010 году — к 150-летнему юбилею Чехова…
Готовим 14 спектаклей-копродукций по произведениям Чехова и о нем. В самых разных жанрах. Скажем, Даниэле Финци Паска делает спектакль в жанре театр-цирк с условным названием «Донка»: посетив Таганрог, он увидел, как специальной удочкой (донкой) можно ловить рыбу со дна. Франк Касторф (когда-то показавший на нашем фестивале «Мастера и Маргариту») ставит в Шаубюне драматический спектакль «В Москву, в Москву», объединив «Трех сестер» и «Мужиков». Начо Дуато впервые приедет в Россию с балетной постановкой, посвященной Чехову, а еще один его балет, старый, посвященный Баху, будет показан на сцене Большого и закроет юбилейную программу, символизируя возвращение к мировой теме.