Современные военные фильмы
Исторические военные фильмы дают нам знание и понимание страшных событий далекого и недавнего прошлого, позволяют на примере изломанных человеческих судеб прочувствовать глубину и трагедию кровавых конфликтов. XX век подарил зрителям множество сильных фильмов о войне, которые входят в золотой фонд кино. В нашем обзоре мы решили обратиться к веку текущему и собрали американские и европейские военные фильмы, которые выходили на экраны в последние 15 лет.
Мальчик в полосатой пижаме (реж. Руперт Френд, США, 2008)
История, происходящая во время Второй мировой войны и показанная сквозь глаза двух мальчиков — немецкого и еврейского. Восьмилетний сын коменданта концентрационного лагеря знакомится с еврейским мальчиком. В конечном счете, их дружба приводит к самым непредсказуемым последствиям.
Пианист (реж. Роман Полански, Польша, 2002)
Фильм посвящен композитору Андре Ганьону. Две сестры, 16 и 17 лет, соблазнили своего соседа, живущего в особняке напротив, знаменитого тридцатилетнего пианиста из Японии Йоши Такахаши. Но дело обстояло совсем не так грубо и прямолинейно, как звучат голые факты. Девочки безумно, одержимо полюбили его в том возрасте, когда потребность любить заставляет выбрать себе кумира, каковым и стал для них этот стройный юноша, в свободное время предпочитающий классике рок-музыку. Этому немало способствовало то, что отец их был очень и очень обеспеченный учитель музыки, вся обстановка в роскошном доме и то, что одна из них сама занималась виолончелью (ради него). Весь зрительный рад картины, тщательно выверенная раскадровка интерьеров и пейзажей (очень красивое место возле океана – сосны, камни и море) в японском стиле подчеркивают эстетичность рассказываемой психологической драмы, в которую вовлечено соперничество между сестрами, ибо Йоши в дальнейшем предпочел одну из них, менее утонченную и совсем не склонную к медитации. Сценарий Клода Ганьона по роману Энн Айрлэнд "Некий мистер Такахаши" включает также линию старой любви друга отца к их матери, с которым отвергнутая японцем сестра трахается в пляжной будке во время дождя. Некоторым напоенная эротикой (несмотря на полное отсутсвие обнаженных тел) картина может показаться неестественной и напыщенной.
Сын Саула (реж. Геза Рёриг, Венгрия, 2015)
Мощнейший дебют венгра Ласло Немеша — Холокост как персональный психотрип, репортаж из сердца тьмы. «Оскар» и Гран-при Каннского фестиваля. Cамое громкое венгерское кино за последние несколько лет. Немеш погружает зрителя в эпицентр ожившего ада: «Сын Саула» представляет собой практически репортаж в реальном времени из концлагеря Аушвиц/Биркенау весной 1944-го. Но будет ошибкой считать, что этот фильм спекулирует на Холокосте. Немеш сосредоточивает внимание и взгляд камеры на переживающем персональный апокалипсис члене зондеркоманды концлагеря по имени Саул — не пособнике немцев, но их вынужденном рабе. Режиссер избегает изображения чрезмерных ужасов — они уходят на периферию кадра, почти целиком занятого главным героем, — и вместо этого показывает травму Холокоста не хроникой убийств и пыток, а трагедией безумия, которое охватывает одно-единственное расшатанное сознание.
Последний самурай (реж. Эдвард Цвик, США, 2003)
Военная драма Эдварда Цвика по роману Джона Логана. 4 номинации «Оскар». События фильма происходят в Японии 70-х годов девятнадцатого века. Американский военный офицер Нейтон Альгрен нанят Императором Японии для обучения его армии современному искусству ведения боевых действий. Император пытается уничтожить древних воинов-самураев, готовясь к более прозападной политике правительства.
Искупление (реж. Джо Райт, Великобритания, 2007)
Исторический водевиль Джо Райта о поломанных судьбах. Семь номинаций на премию «Оскар». Душное лето 1936 года семейство Таллисов проводит в своем поместье: все валяются на изумрудной траве, загорают в белоснежных купальных костюмах, лениво сплетничают про родню и совсем без энтузиазма клеймят Гитлера: «Когда же этот человек будет просто наслаждаться жизнью?». Роман флагмана современной английской прозы Иэна Макьюэна, по которому снят фильм, рассказывает об играх вымысла. Жизненная драма перекочевала из пьесы юной Бриони в реальность, а потом перебралась обратно. Уже навсегда.
Атака на Перл Харбор (реж. Кодзи Якусё, Япония, 2011)
Военная драма про японского адмирала Исороку Ямамото и бомбардировку Перл Харбор. Кино получилось не столько эпосом о великой войне, сколько протяжной панихидой по Японии, которую мы потеряли. Конец 1930-х. Великая депрессия добралась до Японии. Правительство не видит другого решения экономического кризиса, кроме как развязать маленькую победоносную войну — и нападает на Маньчжурию. Один государственный просчет тянет за собой десятки других — и вот к 1942-му страна оказывается втянута во Вторую мировую по уши. Геополитическая ситуация требует нападения на тихоокеанские острова США — руководство же операцией поручают командующему флотом адмиралу Ямамото (Кодзи Якусё), главному противнику войны со Штатами среди высшего японского офицерства.
Бесславные ублюдки (реж. Квентин Тарантино, США, 2009)
Квентин Тарантино смеясь переписывает историю Второй мировой. И это все никакой не экшен, а «17 мгновений весны». Альтернативная история Второй мировой (а «Ублюдки» выступают в любимом фантастами жанре «что, если…») начинается точь-в-точь как альтернативная история Дикого Запада. То есть спагетти-вестерн. Под титр «однажды в оккупированной Франции» к одинокой ферме подъезжает небольшой отряд нацистских головорезов. После милой беседы с хозяином бойцы СД под командованием полковника-интеллектуала Ланда (Кристоф Уолтц) расстреливают затаившееся в подполе еврейское семейство. После нам представят вынесенных в название героев — еврейскую зондер-команду под руководством южанина Альдо Рейна по кличке Апач (Брэд Питт), скальпирующую трупы белокурых солдат.
Черный ястреб (реж. Ридли Скотт, США, 2001)
Военная драма Ридли Скотта, основанная на реальных событиях сражения в Могадишо (1993 год). Лентая взяла две премии «Оскар» (лучший звук и монтаж). 18 убитых. 73 раненых. Так закончилась для спецназа США операция по захвату офицеров мятежного сомалийского генерала Айдида, предпринятая 3 октября 1993 года. Эта дата навечно останется в памяти переживших его солдат-янки не только как день скорби, но и день великой славы. Славы, которой покрыла себя элита американской армии.
Четыре пера (реж. Шекхар Капур, Великобритания, 2002)
Это кино о Хэрри Фивершэме, которым товарищи восхищались, как одним из лучших солдат в британском полку. Он свято предан своей невесте Этни, ему прочат большое будущее в армии и счастливую жизнь с любимой женщиной. Однако, когда после нападения суданских повстанцев на крепость британских колонистов в Хартуме его полк отправляется на фронт в Северную Африку, Гарри начинают обуревать сомнения в правильности этого шага, его мучает неуверенность в себе и он увольняется с военной службы. Потрясенный поведением сына, отец Гарри отрекается от него. Не в состоянии понять поступка Гарри и решив, что он струсил, трое друзей и даже невеста Этни посылают ему по белому перу, символизирующему трусость. В Лондоне терзаемый сомнениями, всеми покинутый Гарри узнает, что его друг Джек и его бывший полк подверглись жестокому нападению восставших. И сразу же верность другу заставляет его превозмочь неуверенность и сомнения и взяться за дело, которое пересилило его ненависть к войне, – спасти друзей во что бы то ни стало. В одиночку предприняв рискованное путешествие в Судан, он заключает союз с мудрым наемником Абу Фатмой. Переодевшись арабом, Гарри отправляется в тыл к противнику, чтобы спасти Джека и его однополчан, демонстрируя при этом беспрецедентную храбрость и самопожертвование.
Воровка книг (реж. Брайан Персивал, США, 2013)
Драма по роману Маркуса Зузака, в котором девочка Лизель спасаясь от ужасов нацизма превращается в заядлую читательницу. В итоге любовь к чтению помогает ей пережить войну. 1938 год, вымышленный немецкий город Мельхинг. Ангельская сиротка Лизель (Софи Нелисс), страдающая от ночных кошмаров и неграмотности, прибывает на вокзал, где ее уже ждут новые приемные родители (Джеффри Раш и Эмили Уотсон). Добродушные, хоть и строгие, они решат обе девичьи беды уже за несколько недель. Вскоре нацисты начнут призывать население городка на фронт и вычищать неугодных, но Лизель будет смягчать все сердца вокруг, при этом пряча в подвале еврейского мальчишку и превращаясь в заядлую читательницу. Закадровый голос в этой экранизации бестселлера Маркуса Зусака принадлежит самой Смерти (ее озвучивает Роджер Аллам).
Боевой конь (реж. Стивен Спилберг, США, 2011)
Трогательный фильм Стивена Спилберга рассказывает историю невероятной дружбы мальчика Альберта и его верного коня Джоуи.
В питомцы юному Альберту Нарракотту (Джереми Ирвин) достается породистый боевой скакун Джои, а вместе с ним — проблемы бытового характера. Лошадку отец парня, когда-то герой англо-бурской войны, а ныне — обанкротившийся фермер-пропойца (Питер Муллан), выиграл на аукционе у своего премерзкого лендлорда (Дэвид Тьюлис). Разозленный землевладелец в отместку наказывает Нарракоттам вспахать на ретивом мерине каменистое поле, чтобы по самый забор засадить его репой. С грехом пополам Альберту удается надеть на смышленого коня ярмо, да тут сначала поле заливает при наводнении, а затем и вовсе начинается война. Скотинку приходится продать гвардейцам королевского полка — и у Джои начинается захватывающая Одиссея по полям сражений Первой мировой. Боевой конь со звездой во лбу и белыми чулочками на икрах переходит из полка в полк и из рук в руки — но до самого конца остается верен своему первому хозяину.
Долгая помолвка (реж. Жан-Пьер Жёне, Франция, 2004)
Французская военная мелодрама от Жан-Пьера Жене, экранизация романа Себастьена Жапризо. Главную роль исполнила Одри Тату.
Если говорить начистоту, «Долгая помолвка» — еще одна «Амели». Волшебная сказка со множеством увлекательных отступлений, хеппи-эндом и непременной Одри Тоту. Но Тоту здесь не просто напоминание о мадемуазель Пулен. Ее экранный образ — юная психопатка с трогательными навязчивостями — почетный гражданин мира Жана-Пьера Жене, расположенного где-то на границе между сказкой и безумием. Теперь эту девушку зовут не Амели, а Матильда. Она путешествует по Франции, пытаясь выяснить подробности исчезновения своего жениха. Его якобы убили три года назад, во время битвы на Сомме: приговорили за самострел и вместе с четверкой других осужденных отправили подыхать на нейтральную территорию, полосу жидкой грязи среди французских и немецких окопов. Матильда не хочет верить в смерть своего суженого, и у нее для этого много основания, впрочем, довольно зыбких. Если собака войдет в комнату до того, как позовут обедать, он жив, Если я сосчитаю до семи, а кондуктор не придет проверять билеты он мертв, загадывает Матильда. Разумеется, и собаки, и кондукторы, и нужные люди, и важные улики всегда проявляются вовремя. Исходным материалом для этой волшебной сказки послужил роман Себастьяна Жапризо.