Это мой город: Алиса Таежная
Кинокритик и ведущая киноклуба в Dewar’s Powerhouse 3 августа прочитает в Пушкинском музее лекцию о создании пространства в авангардном кинематографе. Time Out журналист рассказала о том, в какой бар нужно ходить не чаще раза в год, какая привилегия есть у москвичей и какое место у нас самое недооцененное.
В каком районе вы родились?
Мой папа получил за работу в милиции комнату в старомосковской коммунальной квартире. Она находилась на Новослободской. Там я и выросла. Мы жили на Краснопролетарской улице в потрясающем трехэтажном кирпичном доме, который должны сейчас разрушить. Каждый раз, когда я проезжаю мимо него, мое сердце сжимается. Дом находится в тихом районе рядом с церковью. Мои окна выходили прямо на церковный двор. Я видела все крестные ходы, Пасху, Рождество. Я не религиозный человек, но именно эта церковь, запах именно этого ладана меня всегда вдохновляли.
А как этот район изменился со времен вашего детства? Каким он казался тогда и каким кажется сейчас?
Он стал гораздо более шумным. Он поддался, на мой взгляд, негативному влиянию бизнес-центров и парковок. В детстве я обожала ходить в дорогущий мебельный салон, и мы с бабушкой с лицами бедных людей зависали там. Нам действительно доставляли кучу удовольствия те интерьеры. Когда я была маленькая, прямо возле метро был оптовый рынок, а сейчас там огромный торговый центр «Дружба». Я помню, как я пришла на этот рынок после кризиса 1998 года, сразу же на следующий день, когда все подорожало втрое за одну ночь и ни на что не хватало денег. Сейчас там «Азбука вкуса», дорогущие магазины и прочее. Был «Богатырь» — отличный магазин всяких отечественных колготок, ночнушек, безумного ситца и текстиля. Сейчас представить себе такое в рамках Садового кольца, конечно, нереально. Все мое детство прошло в детском парке №2, и я до сих пор обожаю это место, мне кажется, его никто не знает. Он находится между «Маяковской» и «Цветным Бульваром».
Где вы живете сейчас, и чем этот район отличается от остальных?
Я живу в Хамовниках. Своим знакомым, друзьям и коллегам всегда говорю что-то про «сладкие» Хамовники. У нас правда самый приятный район центра. Он дико удобный, в нем много зелени. Я живу напротив парка Горького, рядом с набережной. Конечно, с этими собянинскими историями вся эта зелень обновляется, высаживается, что меня дико раздражает. Приходится участвовать во всяких акциях, чтобы все сохранили, как было. При этом район харизматичный и продуманный, он носит в себе приятный дух старой неиспорченной Москвы, который я помню еще со времен Новослободской. Здесь есть какое-то ощущение того, что ты находишься в очень укромном месте.
«Люди должны пересаживаться на общественный транспорт, чтобы город был для людей, а не для машин»
Где вы любите гулять в Москве?
У меня есть несколько любимых мест. Во-первых, как я уже сказала, я регулярно гуляю там, где росла. Еще мне страшно нравится гулять на Андреевских прудах, это, собственно, заповедник Воробьевых Гор. Люблю студенческий городок РУДН, даже не сколько там гулять, сколько просто зависать. Я катастрофически часто катаюсь по ночам на велосипеде. И в этом случае я люблю околояузские улицы — Бауманскую и улицу Радио. Просто обожаю «Спортивную», места около Новодевичьего монастыря и «Университет», конечно. И просто болтаться по городу. Особенно в будний день всегда хорошо практически везде. Я знаю, что есть негатив по поводу градостроительной политики, но никаких особых претензий лично у меня нет. Понятно, что технически выполнено все средне, но по городу стало удобнее передвигаться, чего раньше не было. Та же самая Маросейка или Покровка были улицами с очень узкими тротуарами, невозможно было даже с другим человеком разойтись. Сейчас стало гораздо удобнее ходить. В центре теперь меньше машин. Я сама не автомобилист, поэтому поддерживаю эту штуку: люди должны пересаживаться на общественный транспорт, чтобы город был для людей, а не для машин.
Где вы чаще всего бываете в Москве?
Я работаю дома, и я тот человек, который оттуда без надобности не вылезает, особенно зимой. У меня есть два сезона. Летом я очень активно передвигаюсь по городу. Зимой стараюсь из Хамовников нос лишний раз не высовывать. Я очень не люблю холод. И чем старше я становлюсь, тем больше я его не люблю.
Какой ваш любимый район?
Я и мой парень обожаем Филевский парк. Мне кажется, это супернедооцененное место. Там мало людей. Мне очень хочется посмотреть, как парк будет выглядеть дальше. Он очень вдохновляющий, красивый и просторный. Там лесная атмосфера. А зимой я люблю Замоскворечье. Правда его сильно разрушили, но я все равно там часто бываю. В пешеходном смысле район потрясающий.
Какой у вас нелюбимый район в Москве?
У меня проблема со спальниками. Из тех районов, которые мне пытаются навязать, но я не могу никак полюбить, — 1905 года и все, что связано с «Трехгоркой». Эти места мне кажутся мертвыми и перенаселенными. Чего-то там не хватает. Еще стало грустно на «Красном Октябре»: раньше там было по-настоящему весело, а сейчас уже все однородно, скучно и несколько брошенно. Еще не люблю практически все кластеры. Они мне кажутся очень искусственными из-за переоцененной экономической активности: товары и услуги, которые там есть, на мой взгляд, очень дорогие. А ехать за каким-то ощущением, например, на Artplay или «Флакон», как по мне, глупо. Еще ненавижу «Савеловскую». Когда ее вижу, мое сердце кровоточит.
Какой ваш любимый ресторан для встреч с друзьями?
С друзьями я обычно пью, а ем дома. Нет любимого места, есть просто ситуация, когда вы напились и вам нужно быстро выбрать место, где поесть. Но я недавно ходила в «Воронеж» после одного дня рождения, и это было замечательно. С моим парнем мы ходим в места, связанные с этнической кухней. 20 лет пройдет, а я все равно буду их любить, у меня к ним останется некоторая сентиментальность. Мое самое любимое место — это «Гурия», которая находится в Хамовниках, и я ее всем советую. Это грузинский ресторан, где страшно вкусно. Все местные в нашем районе ходят туда. Лучшие ужины с друзьями получаются в Burger Heroes, где мы едим дешевые, но замечательные бургеры. Ну и еще такое место для друзей, где я наиболее часто бываю, — это «Сосна и Липа». Есть ощущение, что там работают твои друзья, это приятно.
«Вместо блокбастеров можно прочитать несколько классических книг по созданию голливудского сценария и уже знать, что случится в ближайшие пять миллионов лет»
В каком ресторане Москвы лучшие завтраки?
Нет такого места. Я не ем завтраки в ресторанах. Вообще мне не хочется есть по утрам, я скорее человек обедов и ужинов. Я люблю есть уже после того, как прошла много километров. Мне нужно сначала разогреться, поэтому завтраки для меня неактуальны.
Какой московский ресторан лучше всего подходит для праздников?
Семейные посиделки — это обязательно веранда в «Гурии». Но там важно, насколько у тебя с чувством юмора хорошо. Потому что тебя встречают огромное чучело медведя и какие-то безумные кабаны у стен. Для меня это суперрадость и удовольствие.
Любите ли ты бывать в барах и если да, то в каких?
Конечно же! Я не пью крепкое, пью пиво, коктейли и шампанское. Коктейльных мест несколько. Это бар Mitzva, где действительно очень вкусно, и дичайшее место, которое я помню еще со времен своего детства, называется «Под мухой», там тебе могут сделать какую-то непонятную хрень неизвестно из чего. Но это такой экстраслучай: ты заходишь туда раз в год и потом не приходишь столько же.
Есть ли такое место в Москве, в которое вы все время собираетесь, но никак не можете доехать?
Самое очевидное — ВДНХ. Это для меня заколдованный край, и в заведениях, которые там открываются, я никогда не была и, кажется, не побываю. Я оказываюсь на ВДНХ только ночью на велике, когда там уже все закрыто.
Чем москвичи отличаются от жителей других городов?
Отличаются москвичи от остальных россиян тем, что делают все гораздо быстрее и более четко представляют, что им нужно. И имеют больше возможностей. Это наша привилегия, но не заслуга. Москвичи охотнее тратят деньги, и тут легко стать частью любого сообщества.
Что вы будете рассказывать на своей лекции в Пушкинском музее 3 августа?
Я буду говорить про создание искусственного пространства в экспериментальном кинематографе. Да и вообще речь пойдет об авторском кино. Буду рассказывать, с помощью каких приемов режиссеры работают, чтобы погрузить нас в какое-то конкретное место, в котором мы оказаться по определению не сможем и которое для нас становится более реальным, чем собственный мир. Например, красная комната Линча или пустоши Терренса Малика почему-то роднее, чем та среда, в которой мы живем. Вот, собственно, об этом и будет лекция.
Как вы думаете, сколько фильмов в своей жизни должен посмотреть каждый человек — и каких?
Как можно больше. Но я не настаиваю на фильмах. Я считаю, что каждый должен иметь право выбора. Есть люди, которые много общаются с другими людьми, спасают чужие жизни, и я не считаю, что они обязаны посмотреть какие-то фильмы. Но я в последнее время большую любовь испытываю к документальному кино, к человеческим историям, к тому, чтобы учиться слушать друг друга, выстраивать конструктивный диалог с совершенно не похожими на тебя людьми. И в этом плане документальное кино, конечно, работает идеально. Можно не смотреть кучу блокбастеров, без этого можно прожить. А вот комедии и мелодрамы как раз нужно — ведь они больше про эмпатию и эмоции. А вместо блокбастеров можно прочитать несколько классических книг по созданию голливудского сценария и уже знать, что случится в ближайшие пять миллионов лет.
3 августа, 19:30–21:30, Волхонка, 14/5, вход по предварительной регистрации