Фрики, интроверты и овцеводы: что смотреть на Фестивале кино Исландии?

Фрики, интроверты и овцеводы: что смотреть на Фестивале кино Исландии?

  2 августа 2016
3 мин
Фрики, интроверты и овцеводы: что смотреть на Фестивале кино Исландии?

Фильмы с самого причудливого острова планеты дают пять новых поводов восхититься Исландией, помимо нашумевшей месяц назад местной сборной по футболу.

 

«Бараны» (Hrutar), режиссер Гримур Хаконарсон

Фестиваль откроется российской премьерой, пожалуй, самого успешного за последние несколько лет исландского фильма, победившего в прошлом году в каннской программе «Особый взгляд». Сюжет намекает на эксцентрично-абсурдистскую комедию: пара братьев-овцеводов, хотя и живет по соседству, не разговаривает уже 40 лет – но перед лицом общей беды заговорить все же придется. Тем не менее, Гримур Хаконарсон избегает откровенного комикования, подолгу, по-брессоновски, вглядываясь в жизнь персонажей и их тихий сельский быт – и в итоге как комедия, так и драма оказываются выстраданными, а не натянутыми.

3 августа, 21:30

 

«На виду у всех» (Fyrir framan annað fólk), режиссер Оускар Йоунассон

А вот и подлинно эксцентрическая комедия, в некотором роде осваивающая на исландский лад вечную конструкцию из фильмов Вуди Аллена (и кого только не) – а именно злоключения невротика-интроверта в любви и дружбе. Главный герой «На виду у всех», хотя и трудится в рекламе, типичный экранный образ рекламщика напоминает мало: застенчив, нелюдим, погружен в собственные идеи фикс. Но стоит в его жизнь войти фигуристой незнакомке, как бедняга-копирайтер начинает преображаться – и очаровывать партнершу почти галкинскими талантами по подражанию знакомым, друзьям и селебрити. Новый талант, впрочем, быстро становится проклятьем.

4 августа, 21:00

 

«Путешествие задом наперед» (Bakk), режиссеры Давид Оускар Оулафссон, Гуннар Ханссон

Исландия часто выглядит в зарубежном кино этаким заповедником причудливо расслабленного отношения к жизни (как, например, в «Водной жизни», одном из призеров недавнего каннского «Двухнедельника режиссеров») – что ж, не отстает по части пестования этого образа и само островное кино. Фильм режиссерского дуэта Оулафссон-Ханссон предъявляет пару классических кинонеудачников – пухлого актера-эпизодника и его печального приятеля – и отправляет их в далеко не классическое роуд-муви, примечательное прежде всего тем, что объехать родную страну друзья решают исключительно задним ходом.

5 августа, 21:00

 

«Воробьи» (Þrestir), режиссер Рунар Рунарссон

Конфликт города и деревни, представьте себе, возможен даже в такой крошечной (всего-то три сотни тысяч жителей) стране, как Исландия. Более того, на нем оказывается возможно выстроить фильм, который бы универсально считывался зрителями по всему миру («Воробьи» выиграли главный приз в Сан-Себастьяне и десяток наград других фестивалей). Тихий, поющий в оперной школе герой-подросток из Рейкьявика решением матери отправляется пожить с отцом-алкоголиком среди фьордов – и, конечно, чувствует себя в этом суровом краю бесконечно чужим. «Воробьи» при этом избегают штампов тинейджерского кино и берегут вторжение сентиментальности для последних, сокрушительных кадров.

6 августа, 21:00

 

«Девственная гора» (Fusi), режиссер Дагур Кари

Мотив 40-летнего девственника хорошо знаком по голливудскому кино – где неизменно раскрывается в формате карикатуры и комедии унижения. Подход Дагура Кари (у нас довольно известен его фильм «Ной – белая ворона») принципиально иной. Герой его фильма, большой и добрый великан Фузи, слишком трогателен, чтобы всерьез над ним издеваться. Вокруг попыток персонажа обрести женское внимание Кари выстраивает теплую, незлобивую драму об одиночестве и покое, напоминающую наивные советские романтические ленты.

7 августа, 21:00

3 августа 2016,