Лучшие мультфильмы для детей
В кино постоянно выходят новые мультфильмы для детей и взрослых, но в ярком анимационном разнообразии родителям бывает сложно разобраться. Time Out собрал свой список лучших мультфильмов, которые не только помогут детям интересно и познавательно провести время, но и тронут сердца взрослых.
«Робин Гуд», 1973, реж. Вольфганг Райтерман
«Робин Гуд» вышел в период безвременья на «Диснее» — и обычно он забывается, теряясь между отполированными шедеврами 60-х и ренессансом, начатым «Русалочкой» в 1989-м. Тем не менее его грубоватую анимацию вполне компенсирует лихой закадровый комментарий и джонни-кэшевская сталь саундтрека. Скромное обаяние этой вариации на тему сугубо английского фольклора кроется в аккуратной американизации: в кадре неожиданно возникают то бандитский беспредел, то звезда шерифа, то еще какая-нибудь отсылка к вестернам. В слепом же обожании, с коим крошечный Скиппи относится к Робину, слышны отголоски мифа, транслированного в классике вестерна — фильме «Шэйн» Джорджа Стивенса.
«Кролик Багз, или дорожный бегун вдохновенный», 1979, реж.: Чак Джонс, Фил Монро
О’кей, может быть, это и не полнометражное кино, но выходившая в кинопрокат коллекция лучших хитов «Луни Тьюнз» заслуживает места в этом рейтинге (к тому же даже в ее оригинальном названии есть слово «фильм», черт возьми). Фильм состоит из трех частей: детективной истории, подборки послевоенных мультфильмов про Багза и Даффи Дака и головокружительной 15-минутной нарезки из скетчей Дорожного бегуна. Лучшие эпизоды в фильме — вагнеровская адаптация «Какая опера, Док?» и безумная головоломка «Бешеная утка», в которой Даффи начинает знаменитую перепалку с собственным аниматором. Словом, в пяти минутах «Кролика Багза, или Дорожного бегуна» больше вдохновения, чем в иных десяти полнометражных мультфильмах вместе взятых.
«История игрушек», 1995, реж. Джон Лассетер
Первый и лучший из всех полностью компьютерных мультфильмов, «История игрушек» остается бриллиантом в пиксаровской короне. Более того, она столь близка к идеалу, что начинаешь подозревать, что в офис «Пиксар» завозят какие-то уникальные вещества. Остроумная, оригинальная, ритмичная, эта сага об одиссее игрушек в поисках родной детской приводит в чистый восторг.
ТЕРРИ ГИЛЛИАМ: «Это работа гения. После нее люди начали наконец понимать, в чем суть игрушек. У каждой из них собственный характер. В “Истории игрушек” есть кадр, поселившийся во мне навсегда, — когда Базз Лайтер выясняет, что он игрушка. Он стоит наверху лестницы, готовясь взлететь, — и камера отъезжает, показывая его крошечной пластмассовой фигуркой. За две секунды до того он был человеком с самым большим эго на свете… Это потрясает. И это один из десяти самых любимых моих фильмов вообще, точка».
«Фантазия», 1940, реж.: Джеймс Элгар
Сейчас, когда «Фантазия» считается железобетонной классикой, трудно поверить, что в свое время она так провалилась в прокате, что все будущее «Диснея» оказалось под угрозой. Веху в истории анимации, фильм запомнили в основном благодаря нарциссистскому выходу Микки-Мауса в роли Ученика волшебника — но на деле это триумф авангардного изображения под классическую музыку. Каждый найдет себе здесь любимый отрывок — и да, несмотря на заезженность, фокусы Микки не потеряли своего очарования — для нас это всегда будет кошмар, аккомпанирующий «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, тревожный, сюрреалистический, пугающий.
«Мой сосед Тоторо», 1988, реж. Хаяо Миядзаки
Если бы Ясудзиро Одзу дожил до наших дней и вдруг увлекся анимацией, то он бы скорее всего снял что-то вроде «Моего соседа Тоторо», вневременного гимна невинности детства. Как и какая-нибудь «Токийская история», «Тоторо» — это фильм, который признает, что жизнь состоит не только из плотных драматургических конструкций. Рассказывая историю примирения сестер Сацуки и Мэй с переездом и болезнью матери, Миядзаки никогда не спекулирует на ситуации в поисках дешевого пафоса и натужного сценарного конфликта. Да, у него самые серьезные намерения, но то, как легко он рассказывает об этой драме, то, к каким конструктивным и здравым выводам он приходит, вызывает улыбку, а у кого-то — даже слезу радости.
«Белоснежка и семь гномов», 1937, реж. Дэвид Хэнд
«Белоснежка», в свое время известная как «диснеевская придурь» (из-за долгого производственного срока и внушительного бюджета), не была первым полнометражным мультфильмом — эта честь принадлежит «Апостолу» аргентинца Кирино Кристиани, — но она остается самым значительным из них. До сих пор большинство мультфильмов переполнено антропоморфными зверятами, въедливыми балладами, идеальными героинями и прекрасными принцами, а значит, Дисней и его аниматоры опередили свое время.
«Король лев», 1994, реж. Роджер Аллерс
Диснеевский мультфильм о жизненном пути льва Симбы — от наивного львенка до мудрого царя зверей.
«Зверополис», 2016, реж. Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш
«Зверополис» от судии «Дисней» – история об огромном городе, населенном разнообразными животными. Здесь бок о бок живут слоны и мыши, тигры и носороги, богатые и бедные, директора крупных компаний и клерки. Как и в мире людей, характер животного часто соответствует его профессии, но иногда – катастрофически нет. Так, например, медлительные ленивцы – сплошь сотрудники бюрократических контор, а белая и пушистая крольчиха Джуди Хопс – офицер полиции. На просторах Зверополиса маленькой Джуди предстоит столкнуться с большими опасностями, подружиться со своим природным врагом, лисом по имени Ник Уайлд, и раскрыть преступление, в котором его несправедливо обвинили.
«Корпорация монстров», 2001, реж. Пит Доктер
Добро пожаловать в Монстрополис, раскрашенный пастельными цветами параллельный мир, населенный мирными (в основном) монстрами. Некоторые из них, конечно, терроризируют маленьких детей — но исключительно по профессиональной необходимости. Дело в том, что чудовища работают пугалами на службе Корпорации монстров, энергогиганта, перерабатывающего в электричество для Монстрополиса звуки детского плача, а значит, должны ежевечерне объявляться в детских спаленках, добывая самые остервенелые крики и рыдания. Взять хоть Джеймса Салливана, рогатого, нечесаного колосса и главную звезду компании: когда он выходной, нет создания более добродушного. Разве что, может, его ассистент Майк Вазовски, глаз с ножками и зеленой шерсткой — на удивление имеющий невероятный успех у телочек. Словом, хороша жизнь на службе страха, пока не случается немыслимое: двухлетка по имени Бу случайно попадает в Монстрополис. Сразу понятно: теперь все пойдет наперекосяк.
«Рататуй», 2007, реж. Брэд Берд
Реми, помешанный на вкусах и запахах крысенок с окраин Парижа, отказывается есть, что попало, и смущает родню поварскими замашками. Попав в столичную канализацию на плоту из поваренной книги покойного шеф-повара Гюсто, хвостатый гурман вступает в спиритический контакт с духом этого кулинара и попадает на кухню его ресторана. «Гюсто» переживает нелегкие времена: новый шеф озабочен выпуском замороженного комбикорма, а в повара берут нескладного уборщика. С помощью Реми юноша становится звездой высокой кухни, но путь к пяти звездам Michelin преграждает грозная фигура ресторанного обозревателя Антуана Эго, чья излишне критическая заметка и свела мсье Гюсто в могилу.