Музыканты в метро: кто они?
В московской подземке в рамках пилотного проекта «Музыка в метро» официально выступают несколько десятков исполнителей. Time Out выяснил, как готовился этот проект и зачем он нужен музыкантам и москвичам.
Московская подземка, помимо открытия новых станций и украшения поездов, решила добавить культуры в городскую среду и предоставила свои помещения под проект «Музыка в метро». «Пилот» стартовал 25 мая и стал весьма удачным и полезным — судя по первым отзывам самих исполнителей.
«Подобные проекты уже давно успешно реализованы в метрополитенах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и других европейских городов. Новый музыкальный проект стал долгожданным событием для многих музыкантов и горожан. Исполнители получили возможность выступать перед москвичами, находить новых слушателей и поклонников, а пассажиры столичного метро — отличное настроение и удовольствие от профессиональных “живых” исполнений и красивого репертуара», — рассказала Time Out специалист отдела по связям со СМИ метрополитена Анастасия Федорова.
Каждый день на трех площадках — на станциях «Маяковская», «Курская» и «Выставочная» — выступают музыканты. Участники проекта сами бронируют место и время своих концертов. По словам Федоровой, «Курская» отвечает особенностям духовых инструментов, а «Маяковскую» чаще выбирают скрипачи и виолончелисты.
Отрадно, что музыканты, кроме легализации выступлений, также могут получать пожертвования на добровольной основе.
На прошлой неделе на сайте проекта «Музыка в метро» появилось расписание выступлений. По данным метрополитена, новый раздел в июле посмотрели около 8000 человек.
Как сообщили в метро, кастинг-прослушивание проводил Департамент культуры Москвы в лице Московского продюсерского центра, а в состав жюри входили представители ведомства, российского шоу-бизнеса и «компетентные люди из музыкальной сферы».
«Конкурсный отбор музыкантов проходил в два этапа: первый тур — интернет-прослушивание, второй этап — “живое”. По итогам вторых прослушиваний Московским продюсерским центром были отобраны 30 музыкальных исполнителей которые теперь могут официально выступать на специально организованных площадках на трех станциях метрополитена, — сообщила Федорова. — Основной принцип проекта — дарить пассажирам метро хорошее настроение за счет исполнения качественной живой музыки, приятной на слух. Главные критерии отбора участников — оригинальный репертуар и профессионализм исполнения».
Подземка сделала акцент на инструментальной музыке: классике, блюзе, джазе. По идее организаторов, пассажиры должны «заряжаться позитивными эмоциями» от концертов.
Time Out пообщался с несколькими музыкантами, которые выступят в ближайшие дни, и узнал об их отношении к проекту, а также о них самих (cтиль респондентов сохранен).
Сергей Садов
«Я считаю этот проект огромнейшим прорывом. Я сорок лет играю, из них лет 25 в “андеграунде”. Это первый и единственный пилотный проект, когда музыканты “андеграунда” получили лицензию. Мы добивались этого, чтобы было как в Европе, когда музыкант может реализовываться не только через официальные оркестры или рестораны, а так: написал произведение — и вечером на площадке играешь лицензированно. Это мощнейший стимул для творчества.
Огромная удача, что это произошло, потому что еще год назад людей арестовывали и штрафовали, а сейчас их приглашают в какие-то арт-зоны, пусть пока и пилотные. Это прорыв в менталитете, когда закрытые территории становятся открытыми для искусства. Это прорыв в сознании чиновников: Москва — это в том числе пешеходные зоны, где должны быть и артисты, и музыканты, и метрополитен с прекраснейшими залами, где могут проходить концерты».
Узнать подробнее о творчестве Сергея Садова можно на сайте sadora.su.
Любовь Толкунова, LiLosi
«У меня своя группа LiLosi, существующая более трех лет. Играем добрые песни в пабах, рокерских барах вместе с другими группами, на фестивалях. Я всегда была уличным музыкантом и лет семь выступаю на улицах, в метро, в электричках. В 2010-м разогревала Noize MC. Но последние пару лет мало выступала, решила уходить в другой стиль, а когда начался проект, подумала, что надо это возобновлять, так как музыка в метро — дополнительный пиар. Мы пошли на кастинг с другом, в жюри сидел один из “братьев Грим” — Костя, а других я не знала. Предложила спеть свое или чужое: как уличный музыкант, я понимаю, что на улице лучше идет чужое, а меня попросили спеть свое. Так и попала в проект — теперь играю в метро с ребятами из Sparkway.
Лично мне проект помогает тем, что я ставлю таблички со своими хэштегами и ником в Instagram. Мы выступаем, нас снимают на видео, а потом добавляются. За несколько дней ко мне в Instagram добавились 500 человек, и количество растет. Это хорошая площадка для пиара, живая реклама — нас уже один человек заказал на корпоратив».
Узнать подробнее о творчестве Любови Толкуновой можно на SoundCloud или в Instagram.
Владимир Семибратов
«Идея замечательная. Вообще выступать без общего регламента, говорят, нелегально, но на какой основе, я не знаю: конкретного закона “за” или “против” нет, все очень расплывчато в законодательстве на эту тему, каждый трактует, как хочет. А здесь понятно, что можно — это серьезный плюс. От проекта жду общения с аудиторией, новых слушателей, новых музыкантов, больше разнообразных выступлений.
Играю уже 22 года, с девяти лет. До участия в проекте играл на улицах и на различных мероприятиях, на День города неоднократно пел, в муниципалитетах были концерты. Учился в музыкальной школе, потом стал самостоятельно развиваться, и весьма успешно.
Раньше люди останавливались в метро послушать музыку разово, а сейчас постоянно. Например, играл — никого не было. Потом остановились несколько человек. А теперь постоянно 5-10 человек слушают. Многое зависит от дня выступлений — в будни больше людей, но я предпочитаю выступать в выходные, потому что люблю камерный подход, когда меньше шума, суеты. И потом, скрипка не такой громкий инструмент, а звуки метро и толпы пробивать трудно, хоть и реально. У меня очень большой репертуар, порядка 300 произведений. Стараюсь не повторяться в течение дня, потому что отыграл произведение — и все в нем сказал».
Узнать подробнее о творчестве Владимира Семибратова можно на YouTube.
Антонина Синицина
«Отношусь к проекту только положительно. Мне он нужен для пропаганды русской народной музыки — я же играю на балалайке. Хочу, чтобы люди узнавали ее с другой стороны, понимали, что это профессиональный инструмент, на котором можно исполнять мелодии различных стилей и направлений.
Играю с 12 лет, закончила колледж имени Шнитке, МГИМ им. А. Г. Шнитке, получила высшее музыкальное образование по классу балалайки. Плюс я еще пою, но в метро пока не пела — буду привносить. Раньше делала сольные концерты в музеях, институтах, на концертных площадках. Сейчас — больше на корпоративах, вечерах и юбилеях».
Узнать подробнее о творчестве Антонины Синициной можно на сайте antonina-sinitsina.ru.
Александр Курский, «Оркестръ КУШ»
«Для музыкантов возможность делиться своим творчеством нередко более приоритетна, чем возможность заработать. Проект “Музыка в метро” дает людям творчества обе возможности, причем на абсолютно законных основаниях. Для получения аккредитации необходимо выполнить конкурсные формальности, подать заявку и пройти живое прослушивание.
От проекта ждем только одного — развития. А в его необходимости сомнений нет никаких. За два летних месяца мы сыграли в метро около 40 концертов, и реакция публики всегда положительная. Люди приятно удивляются, когда слышат качественную музыку и видят, как она исполняется вживую.
“Оркестръ КУШ” — это новая русская музыка, это группа, которая рассказывает музыкальные истории голосами балалайки, гитары, бас-гитары и барабанов и называет их пьесами. В каждой пьесе заключено множество образов, переживаний и эмоций. Настроения тихой русской деревни перекликаются со страстными восточными ритмами, где навстречу каравану несется тройка лошадей и где испанские вечера освещают сказочные огни Баку. Проект был создан в 2011 году. За довольно короткое время оркестр принял участие в фестивалях “Нашествие”, “Холмовуд”, “Космофест”, “Райские каникулы” и других».
Узнать подробнее о творчестве «Оркестра КУШ» можно на сайте orkestrkush.ru.