Как Москву атаковали 90-е
На прошлой неделе организаторы фестиваля «Остров 90-х», который проходил в сентябре 2015-го в парке «Музеон» и собрал 7 тысяч человек, объявили, что он вернется в августе и будет называться «Остров-91». Time Out объясняет как и почему Москву накрыл такой интерес к той эпохе.
Год назад на «Острове 90-х» мы услышали «АукцЫон», посмотрели на документальные фотографии того десятилетия и надели малиновые пиджаки. Логично, что на фестиваль пришли люди, которые пережили те времена или хотя бы приблизительно знают, о чем идет речь. Но «Музеон» привлек даже тех, кто в 90-е еще не родился. И тем не менее – все как один ностальгически подпевали Олегу Гаркуше. Примечательно, что больше половины гостей «Острова» серьезно отнеслись к дресс-коду фестиваля, хотя зачастую им пренебрегают, даже если речь заходит о тематических вечеринках.
Фото с «Острова 90-х», 2015
Эпоха 90-х продолжает оставаться соблазнительной спустя почти 20 лет. 90-е дали нам новый лексикон, литературу, кинематограф, музыку, моду и иное качество жизни, словом – одну большую перемену. Спорить о том, что те годы не были по-настоящему особенными, бессмысленно. Ведь если бы это было не так, Москва не стала бы вспоминать эпоху 90-х с завидной для других десятилетий частотой. Мы вздыхаем по кино, сериалам, музыке и даже телевизионной рекламе с «МММ», «Мамбой» и «Марсом».
По Первому каналу запустили сериал «Салам Масква», который уж очень напоминает те самые «лихие» 90-е, когда конфликты решались силовым путем. Доллар снова стал доступен далеко не каждому, а девушки снова стали носить джинсы на высокой талии. Открываются выставки и выступают музыкальные группы, которые призывают вспомнить, как «это» было.
Кадр из сериала «Салам Масква»
На смену идеальному музыкальному звучанию приходит «лоу-фай», дизайнеры снимают фото для нового лукбука с помощью пленочного «кодака». Нам больше не нужно ничего идеального. Точнее, мы этого не хотим. Точнее, нам это надоело.
Фото с прощальной вечеринки бара «Эма»
Рейв-движение, кажется, более привлекательно, чем обычные посиделки в барах в пятницу вечером. Как уже было сказано, несовершенство стало придавать заведениям нынешних дней свой собственный шарм и особую атмосферу, куда действительно хочется возвращаться. Поэтому московские тусовщики так любили «Эму» и возрадовались появлению «Кругозора». Именно поэтому Outline многие считают вечеринкой года. Именно поэтому ходить в дорогие, напыщенные и гламурные места стало дурным тоном. Сейчас важно не то, сколько денег было вложено в место, вечеринку или твою одежду, а то, как ты умеешь веселиться.
Игорь Шулинский, основатель глянцевого журнала о моде и тенденциях 90-х «Птюч»:
«Никаких новых эпох не появляется, поэтому остается последнее яркое запоминающееся время, которое было в нашей стране и которое дало много талантов в музыке, искусстве, кинематографе. Никакой другой волны не появилось. Поэтому все остановилось и крутится вокруг этих 90-х. Культурные тенденции тех лет не уходили. В 90-е годы появился активный отдых в клубах, барах, кафе. Люди начали танцевать. «Дискотека» и «дискотека джамп» превратились в клубные мероприятия. Появились новые слова, например, “танцпол”. Все это и осталось – уничтожить не удалось. Та культура все время находила новые пути. Наследие 90-х активно дает сейчас свои плоды.
В 90-е годы каждый думал, что он может сделать все, что завтра можно изменить мир. Это было время пугающей свободы – со всеми плюсами и минусами. Но ты жил интересно. Это и привлекает сейчас молодежь. Даже ту, которая не знает, что это была за эпоха. Любое мероприятие, где написано «90-е» или «диджеи 90-х», конечно, привлечет многих. Человек пользуется плодами тех лет. Где-то даже в корыстных целях. Это был последний серьезный всплеск культуры – серьезный и значимый. Это не значит, что больше не было никаких имен, конечно, были, но новые традиции после 90-х уже не вспомнить. Поэтому мы оглядываемся на прошлое и пытаемся получить энергию от тех лет».
Антон Якомульский, экс-барабанщик «Ногу свело», основатель группы «Муха»:
«В последнее время особенно чувствуется любовь к аутентичности. Если ты берешь фотоаппарат, он должен быть пленочным, если ты интересуешься музыкой и не имеешь винила, значит, ты лох. Сейчас в моду опять вошли аудиокассеты, люди пытаются на них слушать музыку, как это слушалось раньше. Здорово исполнять что-то в таких же условиях, как тогда. В создании музыки играет роль спортивный интерес: смогу ли я это сделать приемами 80-90-х годов? Мы в этом году выпустили новый альбом, и я сам при его создании ориентировался на начало 90-х годов и попытался это передать. Я отталкивался от того, что современное звучание очень громкое, неестественно широкое и компьютерное, а мне хотелось, наоборот, сделать музыку негромкой и, может быть, за счет этого, искренней. Такой, какой она была тогда. У меня в памяти осталось ощущение, что в 90-х музыка (ее подача) была немного душевнее».
Василий Куйбар, директор по развитию Stereotactic:
«Не все сегодня понимают смысл слов о «духе 90-х», а я очень хорошо помню то время. Помню ощущение свободы и неопределенности, помню первые танцполы, помню лица тех, кто ходил в «Птюч», «Лес», «Титаник» и «Микс», помню тех, кто стоял за пультом. И сейчас я вижу похожие лица – НИИ, Ypsilon, «Родня», «Кругозор». Да, все не так брутально, как тогда, и те, кто приходит на рейвы сейчас, неплохо образованы и свободно говорят по-английски. Но нормкор 10-х поразительно напоминает стиль 90-х, а музыка, как и в те времена, звучит все честнее и жестче. От той эпохи нас отделяют 20 лет – вполне достаточно для того, чтобы рейв-культура, совершив полный оборот вокруг своего музыкального светила, замкнулась на тех, кого она когда-то зачала и кому сейчас самое время двигаться в эпицентр вечеринки под техно, транс, драм-н-басс и, прости Господи, трэп».
Окунуться в эпоху 90-х в ближайшее время можно будет на фестивале «Остров-91» в «Музеоне» 20 августа.