Во что превратили Москву
Time Out выяснил у профессиональных урбанистов и у обычных горожан, как они оценивают нынешний облик столицы.
Москва за последние несколько лет изрядно изменилась. Городские власти реформируют перегруженный центр: теперь он в первую очередь для пешеходов, а не для автомобилистов. Новая плитка, оформление улиц и площадей, бесконечные фестивали с соответствующей атрибутикой — все это, кажется, пришло к нам надолго. Но горожане неоднородны в своих оценках изменений. Они спорят о качестве ремонта и ливневых канализациях, о том, насколько красивы или безвкусны декоративные украшения, а также о том, что нас ждет впереди и куда все это движется. В поисках истины Time Out поговорил с экспертами-урбанистами, горожанами и непосредственно с теми, кто оформляет город.
«Крупные городские мероприятия превращают сложившийся архитектурный ландшафт в совершенно новое пространство — при помощи арт-объектов и инсталляций, 3D-мэппинга и различных декоративных элементов. Улицы и площади столицы преображаются, отражают основную идею того или иного мероприятия. В оргкомитеты фестивалей всегда приглашаются специалисты разных направлений, исторические консультанты и эксперты. Рассматриваются различные идеи, проекты, и только после этого утверждается концепция оформления города. Обязательно учитывается предыдущий опыт проведения тех или иных событийных мероприятий», — отрапортовали Time Out в пресс-службе Департамента торговли и услуг города Москвы. По заверениям столичных властей, они всегда стараются вписывать оформление праздников в городское пространство.
А вот что думают эксперты об изменении облика города:
Андрей Владимирович Иванов, архитектор, урбанист:
«Программу "Моя улица" оценивать не возьмусь — она весьма противоречива, и сказано о ней другими экспертами уже очень много. А о какой-то иной единой концепции благоустройства Москвы я не знаю, но уверен, что она и не нужна. В городе слишком много совершенно разных мест и сред, для которых нужны разные, уместные собственные концепции.
Современный урбанизм и искусственные цветы с ларьками страшно противоречат друг другу! Хуже того, все эти кладбищенско-провинциальные украшения дискредитируют в Москве само понятие современного урбанизма, а фестивали еды на самых центральных площадях превращают Москву в деревню.
Там, где уже осуществлено благоустройство, улицы стали визуально и пространственно чище, в этом один из плюсов "Моей улицы".
Это только кажется, что московский урбанизм перекликается с мировыми трендами. Из чужого опыта взято лишь внешнее оформление, декорации так называемой "городской сцены". Суть современного города — в реальном самоуправлении, активном участии горожан в принятии важных для них решений. В Москве же жители — не актеры, а статисты, примерно такие же, как розовые пингвины. И очень многих жителей, к сожалению, вполне устраивает такая позиция, не случайно же они так любят с этими пингвинами обниматься.
Дальше можно ждать чего угодно. Когда все решается где-то наверху, в закрытом режиме, когда отсутствуют прозрачные и доступные для всех документы градорегулирования, имеющие силу городского закона (еще один непременный атрибут подлинного современного урбанизма), никто не защищен от внезапного изменения любимых мест и появления в городе очередных пластмассовых монстров».
Аркадий Гершман, урбанист и блогер:
«Сама идея и принципы программы благоустройства — абсолютно правильные. Конечно, это пришло с определенным запозданием по сравнению с другими мировыми столицами, но главное, что все-таки дошло. К сожалению, есть определенные проблемы с конкретными проектами и решениями: чувствуется, что лица, принимающие финальные решения на совещаниях не всегда понимают, как нужно делать правильно и со взглядом на будущее. Это накладывается на устаревшие нормативы и частую неподготовленность проектировщиков делать что-то новое. Чувствуется, что отрасль долгое время делала одно и то же под копирку без развития. В итоге из красивых слов получается объект среднего или даже плохого качества. Не могу сказать, что за все года реконструкций была сделана хотя бы одна улица, к которой не было бы претензий.
Есть такой термин, как "placemaking". Точного перевода по смыслу нет, но приблизительно — это "обустройство места для людей". У плейсмейкинга есть определенные принципы, как можно оживить пространство, наполнить его людьми: дай людям, где сесть, дай людям, где поесть (опционно можно дать еще и беспроводной интернет). Это тот минимум, без которого не будет удачного общественного пространства. Так что московские фестивали идут верной дорогой. Та же Манежная превратилась из транзитной зоны и площади-плаца, где нечего делать и откуда хочется уйти, в полноценное общественное пространство. Конечно, конкретные решения можно обговорить, но тут всем не угодишь. Благо фестивали сменяют друг друга, так что вопрос разнообразия можно опустить.
По поводу количества объектов на улицах — нужно смотреть на них индивидуально. Если павильоны фестивалей стоят на транзитной зоне тротуара и мешают проходу — это, безусловно, плохо и нужно работать, чтобы такого не повторялось в будущем. По личным наблюдениям могу сказать, что перестарались на Кузнецком Мосту у ГУМа: там все так заставлено, что легче дойти до соседнего переулка и пройти по нему. Плюс пешеходная навигация оказалась зажатой между газоном и ларьком, из-за чего ее вообще не видно — это тоже неправильно.
Можно разделить "московский урбанизм" на слова чиновников и реальные дела. На словах все звучит правильно. Иногда где-то передергивают, но в целом направление мысли соответствует мировому опыту и современным подходам. А на деле иногда получается полная противоположность. Например, говорят о приоритете пешехода и общественного транспорта, о заботе о велосипедистах и так далее. На деле же строят подземные переходы, ликвидируют удобные пешеходные и велосипедные связки, делают из улиц дороги с развязками, которые ухудшают работу того самого общественного транспорта, а на оставшихся светофорах делают фазы ожидания по две и более минуты (при том, что время терпеливого ожидания пешехода вообще 30 секунд — дальше люди массово начинают перебегать и попадать в аварии).
Вектор развития уже задан правильный, осталось сделать так, чтобы его реализация становилась качественнее и продуманнее. Основные изменения должны произойти в самих горожанах и в их отношении к городу. Так, стоит отвыкать от деревенской привычки перемещаться по городу на личном автотранспорте без лишней необходимости, нужно привыкать, что улицы — это открытое пространство для всех, а не только для жителей этих улиц, и принять мысль, что в городе нужно жить, сосуществуя, а не так, как вам удобно конкретно здесь и сейчас, в ущерб всем остальным».
А вот что думают обычные москвичи об изменении облика города:
Аля:
«Изменившийся облик Москвы не нравится. Невозможно пройти по улицам из-за "прекрасного" благоустройства, постоянная толкучка, а пышные убранства занимают чересчур много места. На мой взгляд, это все несимпатично и не вписывается в ансамбль города. Все эти рюши, цветочки, бантики — мне не кажется это уместным. И, конечно, небо в клеточку — сразу понятно, в какой стране ты живешь. Хоть оно и с бабочками и птичками, но все равно в клеточку. Цветы везде, такое ощущение, что это какая-то мещанская свадьба. Если бы я могла влиять на облик города через публичные обсуждения, то занялась бы этим. Это мой город, мне ходить по этим улицам».
Андрей:
«Как проект — нравится, необычно. Хорошо, что стало больше зелени, больше пешеходов и украшений. Я бы не стал вмешиваться в благоустройство города, пусть профессионалы этим занимаются».
Наталья:
«Очень нравится, потому что стало больше пешеходных зон, они украшены красиво. Думаю, это нравится не только местным жителям, но и туристам, потому что столица стала яркой, несмотря на то, что это каменные джунгли, добавили красок. Надеюсь, что будет больше деревьев, как планируется, на Тверской, на Садовом кольце, что экологическая ситуация станет лучше и всем будет приятно гулять по этим зонам. По поводу декора в китайском стиле — почему бы и нет, у нас в городе много китайцев и много туристов. Да и вообще это знакомство с разными культурами. Когда на "Активном гражданине" есть какие-то голосования, я всегда участвую».
Власти города, по их словам, «абсолютно нормально» относятся к критике оформления улиц во время фестивалей, «конструктивно на нее реагируя» и делая выводы. Для чиновников основной показатель того, что эти фестивали востребованы и любимы, — цифры. Так, в 2016-м посещаемость уже прошедших фестивалей выросла на 26,9% по сравнению с прошлым годом.
Городские власти уверяют, что обязательно учитывают мнения горожан относительно оформления городского пространства. Для этого был организован независимый мониторинг отзывов посетителей фестиваля «Московское варенье. Дары природы» об арт-объектах. «С целью выявления основных требований москвичей к программе фестиваля, мы проводили опросы среди активных граждан. Получив результаты опросов, сформировали развлекательную, спортивную и образовательную программы. Кроме того, были учтены предложения москвичей по торговле, организованной в рамках фестиваля», — поведали нам в Департаменте торговли и услуг.