5 самых странных скульптур на выставке Стефана Балкенхола в ММОМА
Гуляя по залам ММОМА на Гоголевском бульваре, постоянно ощущаешь на себе пристальный взгляд. Нет, интеллигентные смотрительницы ни при чем: следят за нами сами творения Стефана Балкенхола — деревянные, неотесанные, но почему-то живые. Time Out прогулялся по выставке «Скульптуры и рельефы» и выбрал пять самых необычных работ немца.
Плюшевый медведь и мужчина
Герой Балкенхола — человек без каких-либо отличительных признаков: без национальности, определенной профессии, классовой принадлежности, возраста. Он абстрактен, даже одежда его почти всегда одинакова: белый верх, черный низ. Он может то увеличиваться и превращаться в исполинскую голову, то уменьшаться до размеров игрушки. И это делает его необычайно трогательным. Таков мужчина, бредущий куда-то рука об руку с плюшевым медведем (деревянным, конечно же). Что творится, Балкенхол не объясняет, названия всех его работ предельно просты: «Плюшевый медведь и мужчина», «Мужчина в белой рубашке и черных брюках», «Обезьяна» и так далее. Быть может, плюшевый медведь — это детские воспоминания, превзошедшие размерами самого человека, охраняющие и направляющие его? А может, и нет — в творчестве немца бал правит не столько подтекст, сколько чистая форма.
Икона
И вновь название наставляет на путь истинный даже самых недогадливых: перед нами икона. Да, вместо Богоматери какой-то мужчина, да и ребенок в бордовом свитерке явно не Иисус. Похоже на прозаичный семейный портрет. Но форма расставляет все на свои места: обратная перспектива, поза героев — вполне каноническая, а фон залит золотом в лучших традициях византийской и русской иконописи. В конце концов, икону тоже можно считать специфическим семейным портретом, просто семья до крайности необычная. Кстати, золото — частый гость в произведениях Балкенхола. Не попадайтесь на удочку свободных ассоциаций: кое-где оно символизирует рай небесный (как в случае с «Иконой»), а где-то — вполне прозаичные материальные блага.
Черный квадрат
В центре одного из залов с нахальством эксгибициониста разместилась одна из самых странных работ: авторство Балкенхола в ней угадывается с трудом. Перед нами черный квадрат — гораздо больший по размерам и куда более черный, чем знаменитый оригинал. «Черный квадрат» — точка «ноль» в искусстве, полное отсутствие содержания и цвета, чистая форма. Безликая и самодостаточная. В каком-то смысле бесчеловечная. Но на задней стороне балкенхоловского «Черного квадрата» красуется исполинский отпечаток пальца — заочное присутствие личности, которая стоит даже за тем, что ее, личность, всячески отрицает.
Сферические люди (Женщина и мужчина)
Под эту двойную скульптуру устроители выставки отвели отдельный зал. Вполне справедливо — она отличается не только размерами, но и, с позволения сказать, возвышенным содержанием. К которому Балкенхол приходит через конкретную форму. Мужчина и женщина раскинулись в позе «Витрувианского человека» на двух полусферах. Следуя долгоиграющей художественной традиции, Балкенхол считает сферу символом завершенности, совершенства — как мироздания, так и отдельно взятой человеческой души. Мужское и женское начала — неотъемлемые части единого целого.
Мужчина — Женщина
Эту идею Балкенхол развивает и в другой работе. На музейном полу разлеглась деревянная гармошка, изображающая, на первый взгляд, странное существо о двух головах. Важно правильно выбрать ракурс, и все станет понятно: с одной стороны ребра гармошки складываются в обнаженную женщину, с другой — в мужчину. Мужское и женское находят друг на друга, переплетаются, но при этом умудряются сохранить независимость и собственное «Я». Балкенхоловские герои — своего рода Адам и Ева до злополучной истории с яблоком, их судьбу еще предстоит определить. И сделать это можем мы, зрители — каждый по-своему.
До 13 ноября, Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10