Gogol School: театральная школа для взрослых от «Гоголь Центра»
После обучения в этой театральной школе менеджеры «Газпрома» бросают высокооплачиваемую работу, а айтишники выходят из-за компьютера к микрофону. Открыт набор на второй сезон обучения в Gogol School — здесь всех желающих обещают научить актерству и стать свободнее.
Бесконечно прокрастинируя, мы любим привязывать перемены в жизни, начало делания или неделания чего-либо к конкретным датам или дням недели. Сентябрь — месяц особый, волей-неволей начало учебного года. Но если вы уже давно закончили учебные заведения, и все еще хотите продолжать развиваться, самое время присмотреться к курсам, школам и лабораториям. Time Out рассказывает о театральной лаборатории, организованной силами актеров и режиссеров «Гоголь-центра», «Театр.DOC», выпускников мастерской Дмитрия Брусникина и других театров.
«Главная цель обучения в Gogol School — обрести себя в творчестве, — заявляют создатели школы. — Способ — эксперимент. Результат — открытое восприятие себя и самоидентификация».
Занятия проводятся по нескольким направлениям: вокал, актерское мастерство, пластика, а с будущего сезона к ним добавится современное искусство.
Time Out поговорил с создателями и студентами Gogol School.
Илья Ромашко — актер, один из создателей, мастер и куратор Gogol School.
«Есть люди, которые так или иначе сделали карьеру, состоялись в каком-то направлении в жизни, будь то реклама, маркетинг, программирование или что бы то ни было. В рамках своей карьеры они вполне успешны, но душа просит еще чего-нибудь. То есть, они не готовы коренным образом менять жизнь, на 100 процентов идти в актеры и т.п., но какой-то выхлоп, какая-то свобода самовыражения, свобода творчества необходима как воздух. Именно для них мы это все и сделали, когда поняли, что есть запрос у зрителей «Гоголь-центра» на более активное участие в жизни театра. У нас были проекты «Гоголь-плюс» (лекции и встречи, проводимые в театре «Гоголь-центр» – Time Out), и люди спрашивали: «А можно как-то поучаствовать, попробовать в этом себя?». Gogol School — ответ на запрос нашей аудитории творить, созидать.
Люди приходят к нам, но проблема в том, что мы не можем взять всех желающих. Всегда возникает вопрос качества того, что мы делаем, и мы не имеем права этот уровень снижать, делать хуже, чем в самом «Гоголь-центре». В прошлом году, когда мы объявили набор, у нас был конкурс около 3,5 человек на место.
Это не обучение, а лабораторный формат существования. Все зиждется на очень серьезном фундаменте принятия себя, освобождении от страхов, комплексов. В основе всего этого лежит театр. Моя цель, как куратора проекта, через два-три-четыре года сделать профессиональный театр для непрофессионалов. Я верю, что быть актером, это не значит иметь диплом актерского вуза, а быть свободным. Конечная цель — создать место, куда человек может придти без диплома, без чего бы то ни было и через несколько лет спокойно выйти на сцену.
Мы не готовим людей для дальнейшей профессии, для зарабатывания денег, съемок в сериалах, нет. Наша задача — чистый наркотик, чистое творчество.
Мы существуем всего год. По итогам сезона я вижу, что все получается. Мы уже говорим о более сложных задачах, о другом уровне творчества — люди меняются. Важный начальный этап уже пройден. Итогом нового сезона у этих двух групп станут полноценные спектакли, которые поставят актеры из Гоголь-центра: Саша Горчилин, Филипп Авдеев, Женя Сангаджиев, Ира Выборнова, Игорь Бычков и я».
Студенты Gogol School
Кирилл Маркин, 23 года, владелец IT-компани
«Я пришел в Gogol School экспромтом — были новогодние выходные, ходил в «Гоголь-центр» на спектакли, потом увидел в Facebook объявление о наборе на интенсив на 10 дней, решил сходить и остался. Сперва пожалел — вместо того, чтобы отдыхать в каникулы, приходилось заниматься, но потом понравилось. Здесь очень необычно: мы что-то делаем, делаем, а потом тебя выпускают на сцену, и ты что-то говоришь. Это способ сказать спектаклем, перформансом, даже если его никто не видел (такое тоже бывает).
Я сам — айтишник, и далек от самосовершенствования и высоких материй, у меня все довольно конкретно. Для меня эта школа— про то, что пустили к микрофону что-то сказать: какую-то конкретную мысль, или мысль, с которой сам не согласен, абстракцию, необходимую в выражении танцем. Причем у меня высказывание не адресное, но важно, чтобы были слушатели, необходимо поделиться с кем-то чем-то своим. Без Gogol School и подобных проектов что-то накапливается, но не получается с этим ничего сделать — это один из методов, средств выплеснуть из себя, зная, что кто-то тебя слушает».
Максим Кочерга, 37 лет
«Первоначально я познакомился с «Гоголь-центром» прошлой осенью и после спектакля «Обыкновенная история» влюбился в пространство, в которое попал, понял, что хочу быть ближе к тому, что там происходит. В детстве думал, что хочу заниматься чем-то подобным, и, преодолев сомнения и страхи, пошел и меня приняли. То, что там происходит – потрясающе. Это правдивый разговор с самим собой, встреча со своими страхами, стереотипами, шаблонами, разрушение их.
Есть возможность глубоко работать над собой, ведь актерская работа – это драмотерапия, выражаясь психологической терминологией. Также и взаимодействие с людьми, нахождение общего языка, совместная работа в этюдах, постановках, умение договариваться, потрясающий педагогический коллектив, причем у каждого берешь свое. Gogol School привела к тому, чтобы я оставил свое прежнее место работы и с абсолютной уверенностью пошел в неизведанное, новое, но по ощущением абсолютно мое — то, чего я хотел, но под давлением социума и тем, что транслирует социум, пытался заглушить в себе. Я работал в «Газпроме» и структурах вокруг него 15 лет, довольно успешно, но через открытие творческого канала, через то, что я там почувствовал по-настоящему, понял, что хочу и буду заниматься другим, в том числе и актерством, чем-то около творческим. Уволился всего два месяца назад, сейчас начнется новая жизнь».
Дарья Косова, 22 года, помощник директора в Театральном центре «На Страстном»
«Попала в Gogol School в конце марта. Случайно увидела в Instagram у одного из учеников школы объявление о наборе в пластическую группу. Мне стало интересно физически раскрепостить тело (я учусь в магистратуре по вокалу, никогда не танцевала). Нисколько не пожалела, это было замечательно. Наши преподаватели давали не только упражнения и задания, но и постоянно общались, обсуждали что-то, это обмен чистой энергией творчества. Просто прекрасно! Приходишь, как домой — общаться, обсуждать, что-то придумывать. Каждое занятие проходит всегда по-разному. Именно поэтому Gogol School затягивает».