Кино в жанре «криминал»: что подарила миру Франция
Французские криминальные фильмы — комедии и драмы — обладают особым шармом и атмосферой. Ален Делон, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Ришар — имена этих актеров, украшающих французское кино про криминал, давно знакомы как советскому, так и российскому зрителю. Time Out решил напомнить своим читателям лучшие французские криминальные фильмы, которые мы все знаем и любим.
Леон (реж. Люк Бессон, Франция, 1994)
Культовый фильм Люка Бессона 1994 года. Лента прославила его не только в родной Франции, но и в Голливуде. Профессиональный киллер Леон, знакомится со своей соседкой Матильдой, семью которой расстреливают полицейские, замешанные в торговле наркотиками. Желая отомстить, девочка просит Леона научить ее убивать.
Рокко и его братья (реж. Лукино Висконти, 1960)
Юный Ален Делон в роли начинающего боксера из многодетной семьи, бьющегося насмерть с братом, — разумеется, из-за женщины. Бедная семья — вдова Розария Паронди и четверо ее сыновей — решают переехать из родной деревни в Южной Италии в Милан, где живет и работает пятый сын, Винченцо. Каждый пытается найти свое место в жизни: Рокко работает в прачечной, Симоне участвует в боксерских поединках, Чиро учится в университете… Но отношения в некогда сплоченной семье раскалываются, когда тихий, набожный Рокко влюбляется в бывшую проститутку Надю, у которой когда-то был роман с вспыльчивым, жестоким Симоне.
Мотылек (реж. Франклин Дж. Шаффнер, 1973)
Взломщик сейфов по прозвищу Мотылек (МакКуин) попадает на французскую каторгу на острове Дъявола, название которого говорит само за себя. Он думает только о побеге. Вместе с ним сидит крупный финансовый мошенник (Хоффман), который также присоединяется к его плану бегства. Их ловят. Жуткие месяцы в карцере. Ссылка не абсолютно недоступный остров, откуда Мотылек, наконец, совершает побег уже старым и больным человеком. Виртуозная игра актеров, мастерство режиссера, сочетающего беллетристическую занимательность с философским подтекстом, делают фильм зрелищем для глаз и пищей для ума. Один из самых популярных фильмов в эпоху «пиратского» видео при Советской власти.
Лифт на эшафот (реж. Луи Маль, 1958)
Знаменитый нуар Луи Маля, который стал хитом советского кинопроката. Жена (только ради молодой красавицы Жанны Моро стоит посмотреть фильм) с любовником (Рене) планируют и осуществляют убийство мужа (его босса), но «идеального» преступления не получается. Он забывает на балконе веревку, по которой залез в окно офиса, возвращается за ней, но застревает в лифте. Молодой парень с девчонкой угоняют машину Рене и останавливаются в мотеле, дав его фамилию как муж и жена. Там парень из пистолета Рене убивает остановившегося рядом с ними немца, с которым они познакомились, устроив гонки на шоссе. Рене пытается выбраться из лифта, Моро ищет его по Парижу… Драматическое переплетение судеб, две трагедии
На последнем дыхании (реж. Жан-Люк Годар, 1959)
Первый полнометражный (черно-белый) фильма Годара – один из самых знаменитых фильмов французской "новой волны", сделавший худенького, с цыплячьей шейкой, но такого уже обаятельного Бельмондо звездой. Это новый герой кинематографа – он угоняет машину, находит в «бардачке» револьвер, как бы случайно убивает остановившего его за превышение скорости полицейского. Когда нужны деньги, он обворовывает свою подружку. Легко и бездумно, одним днем, как дым сигареты на ветру, проходит жизнь. Он заводит роман с американкой Патрицией (Сиберг), а по его следу уже идет полиция, и его фотографии напечатаны в газете… Фильм, давно ставший классикой мирового кино, удостоен Серебряного приза за режиссуру МКФ в Западном Берлине. В 1983 году был снят римейк с Ричардом Гиром. По идее Франсуа Трюффо сценарий написал сам режиссер.
Откройте, полиция! (реж. Клод Зиди, 1984)
Опытный полицейский-пройдоха (Нуаре) обучает хитростям мошенничества своего юного напарника-идеалиста (Лермит). Напарник так входит в раж, что затмевает своего насквозь коррумпированного наставника. Восхитительный юмор и блистательная игра актеров снискали славу фильму сначала во Франции, а затем в СССР, США и других странах. Премии «Сезар» за лучший фильм и режиссуру.
Невезучие (реж. Франсис Вебер, 1981)
Конечно, наш список криминальных фильмов Франции был бы неполным без этого культового фильма. Дочь президента крупнейшей корпорации, обладающей свойством притягивать к себя все несчастья и беды, похищает гангстер на одтыхе в Мексике. Больше месяца ее искали полиция и опытнейший частный детектив Кампана (блестящая роль Депардье). Тогда один из сообразительных сотрудников компании предложил послать на розыски своего работника (Ришар), обладающего таким же свойством — если в комнате среди множества стульев был один с подпиленными ножками, то он садился именно на него. И вот Депардье и Ришар отправляются на поиски, образуя неожиданно удачный дуэт. И план сработал — «невезучие» переживают массу умопомрачительно смешных приключений и находят бедолагу. Остроумнейший сценарий Колетт Крочо.
На ярком солнце (реж. Рене Клеман, 1960)
С картины «На ярком солнце» к Делону пришел первый настоящий зрительский успех. Его Том Рипли – циничный, обаятельный негодяй – убивает своего благодетеля Филиппа (Роне), богатого американца, отец которого поручил Тому присмотреть за избалованным, самовлюбленным сынком. И хотя Тому удалось присвоить не только деньги, яхту и имя Филиппа, но и его невесту Марджи (Лафоре), замыслу преступника осуществиться не суждено. Как и роман Пэтришии Хайсмит «Талантливый господин Рипли», фильм Клемана привлекает не только занимательной интригой, но и глубиной разработки психологии преступника.
Самурай (реж. Жан-Пьер Мельвиль, 1967)
Этот фильм — один из последних, поставленных мастером полицейского фильма Мельвилем (он умер в 1973 году). Критики присвоили фильму термин — «фильм-эпюр», означающий строгость линии в обрисовке персонажей. И действительно, персонаж, которого играет Делон — наемный убийца, не редкость немногословный, который выполняет свою «работу», как автомат, руководствуясь только кодексом «бусидо» — «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях». Леденящие душу «подвиги» «кустаря-одиночки» приводят его к закономерному трагическому концу и нотвратимом возмездии в лице чернокожей пианистки (Розье)… Картина оказала влияние и на других кинематографистов: сцена с Делоном, лежащим в постели, была воспроизведена Де Ниро в «Таксисте». Джон Ву сам говорил, что его «Убийца» сделан по влиянием «Самурая».