Иван Охлобыстин — истории шустрых времен
Дом, где правит Иван Охлобыстин — большой и удобный. На массивной двери закреплен православный крест, гости не перепутают. Меня встречает маленький Савва, но из глубины владений уже звучит знакомый голос – «Здр-р-раствуйте! Пр-р-оходите, пожалуйста! Пиццу будете? Как так? Ну, тогда кофе или чай!» На просторной кухне действительно громоздятся башни коробок с пиццей. Охлобыстины закрутились с делами, и решили в кои-то веки перекусить по-быстрому.
Версий вашего знакомства с Оксаной несколько. По одной, вы встретили ее отдыхающей у клуба «Кино», произнесли: «Такие женщины на дорогое не валяются!», подняли на руки и унесли под венец.
Это одна из баек! На самом деле все было прозаичнее. Хотя, как сказать… Я приехал на мотоцикле в «Маяк», вхожу в зал…
В тот же «Маяк» в театре Маяковского?
Тот же, но отличается как настоящий Дикий Запад от голливудского. Сердце мое, юношеское, требовало любви, но все барышни были с кавалерами. А одна даже с двумя! Двумя хмурыми бородачами. Она мне сразу понравилась. Была в такой вязаной накидке и выглядела как из фильма «Угрюм-река» — такая наследница «приваловских миллионов». Они пришли отмечать получение аккредитаций на ММКФ. Перед ними стояли три стакана водки. Я спросил: «Мадмуазель, а не предпринять ли нам с вами романтическую поездку по ночной Москве?». Они сделала паузу, потом они синхронно с бородачами (как потом выяснилось, одногруппниками) выпили по стакану водки, и Оксана ответила: «Почему бы и нет, только вы должны пообещать, что потом отвезете меня домой». Я сказал: «Жизнью клянусь!» — и отвез... Правда, к себе домой. Ну, вот с тех пор и живем.
Было очень много всего, в те времена формировалось то, что мы сейчас перевариваем.
Мои любимые фильмы с вашим участием — «ДМБ», «Даун- хаус», «8 ½ долларов», «Мама, не горюй». Насколько точно они передают то, что творилось с вами и вашим поколением?
Мне кажется, что «Кризис среднего возраста» такой же рваный, как те времена. Жизнь была многообразней, хотя кто-то и пытается представить это как фильм «Мертвец» Джима Джармуша. Но это не так! Всеми двигало одно чувство: «Сейчас можно все!» С этим девизом одни пили водку, кололись наркотиками и разбойничали, а другие — писали сценарии, снимали кино, покоряли какие-то вершины, прыгали с парашютами. Это было время ренессанса! Вспомните какие биеннале устраивал Петлюра. В каждом дворе был свой выставочный зал, в Москве в Екатерининском парке выступал Фестиваль бродячих цирков.
Было очень много всего, в те времена формировалось то, что мы сейчас перевариваем. Времена были очень противоречивые. Мы хотели снимать кино и делали это, несмотря ни отсутствие денег, ни на отсутствие возможностей.
Жизнь взахлеб
Однажды вы сказали, что общение с остроумными людьми сделало вас остроумным. Кого вы имели в виду?
Это Ролан Антонович Быков, Михаил Олегович Ефремов. Папа мой великосветским слогом мог довести человека до суицида. Это «Бригада С» и «Маленькая бейба», которую я услышал на Московском кинофестивале.
Будучи так плотно интегрированным в музыкантскую тусовку, вы, наверняка, были не чужды и музыке «фирменной», созданной западными авторами?
Я «входил» долго. Тот же тяжелый рок и металл душа не принимала. Также как и классическую оперу — Доницетти, Скарлатти. На первый гонорар я купил машину, и в машине была одна кассета: на одной стороне «Фаворитка» Доницетти, на другой — какой-то жесткач. Не Sex Pistols, но что-то подобное, жесткое. И ощущение владельца личного автотранспорта, когда я ехал на этой «копейке» (ВАЗ 2101- Time Out) и набирал 80 км — без прав, так как на ней я и учился ездить — были сравнимы с ощущениями человека в космическом челноке.
Я поставил музыку — и вот эти перегрузки на лице позволили мне понять и тяжелый рок, и Доницетти. А потом я выкупил у Мишки Хлебородова привезенный из за рубежа музыкальный центр, и в нем тоже была музыка — альбом Dead Can Dance. Меня Господь все время с музыкой направлял. У меня есть все альбомы Dead Can Dance и их вокалистки Лизы Джеррард. Для меня это идеальный фон для писанины. Нравятся RHCP, Nirvana — наследники The Doors, а на The Doors-то мы воспитаны. Джон Лури и его проект Marvin Pontiac. Параллельно слушал испанцев вроде Абрахама Ферре и Баха — орган у меня всегда играет, с ним дети у меня ведут войну, хотя я искренне считаю, что это благотворно влияет на детскую психику. Тысячу раз они ломали этот проигрыватель, я его упорно чинил и снова ставил Баха.
С видео, вероятно, история похожая?
Ну, тогда целая эпоха же началась. «Назад в будущее», «Чужие», «Терминатор». Наши тогда не очень радовали, но были Хван с «Дюба-дюба», Рашид Нугманов с «Иглой». Потом работы Луцика и Саморядова, роли Петра Мамонова в кино.
Концерт Ивана Охлобыстина состоится 12 октября в Crocus City Hall, начало в 20:00.