Подчиняем искусство: зачем художникам нужны современные технологии

Подчиняем искусство: зачем художникам нужны современные технологии

Сергей Морозов   17 октября 2016
3 мин
Подчиняем искусство: зачем художникам нужны современные технологии

В новом московском пространстве B.E.R.E.G. District открылась выставка «XYZT. Абстрактные пейзажи» — французские художники Клер Барден и Адриен Модно предлагают нам прогуляться по цифровым волнам, стать повелителями насекомых и букв и подуть в стеклянные аквариумы. Time Out прогулялся, повелел, подул — и делится впечатлениями.

Движение

Если в обычном музейном зале вам может только показаться, что картины исподтишка наблюдают за вами, то на «ХYZT» не остается никаких сомнений: искусство знает, что вы пришли. Большинство работ Клер и Адриена бурно реагируют на любое движение — с помощью специальных датчиков. На одном из экранов суетится и жужжит цифровая мошкара: стоит приблизиться, и она соберется вокруг вашей тени и начнет копировать самые дерзкие выпады ваших конечностей. Можно почувствовать себя повелителем цифровых мух.

Есть и другие податливые инсталляции. Две из них лежат на полу, представляя цифровые вариации воды и травы (не забываем — перед нами все-таки пейзажи). Их можно смело топтать — и волны по библейски разойдутся перед вами, и пропустят в комнатку, стены которой испещрены цифрами и буковками. Стоит войти — и все приходит в движение, начинается хаотичная свистопляска знаков, которые вообще-то были созданы, чтобы с хаосом бороться. Наверное, так выглядело бы сознание Шерлока в версии Бенедикта Камбербэтча, если бы герой выжил из ума…

Дыхание 

Три работы, разместившиеся в самом центре выставки, совсем не похожи на остальные. Перед нами три стеклянных аквариума с какими-то предметами посередине: колба, деревяшка, камень. И они облеплены светящимися цифровыми буковками. Как ими управлять, сперва непонятно: можно беспомощно махать перед аквариумом руками — и ничего, искусство по-прежнему недвижимо и издает меланхоличные звуки.

Подсказываем: в верхней части аквариумов есть дырочки, в которые надо хорошенько подуть. Тогда, каким-то чудом, совсем нематериальные буквы приходят в движение. В одной из работ буквы даже превращаются в птичек — они судорожно кружат, а затем складываются в единственную внятную фразу на всей выставке: «Случайное совпадение».

Прикосновение

Часть объектов нарушает главное музейное табу всех времен и народов — их нужно трогать. Один из них прекрасен в своей бессмысленности — нам предлагают погонять по большому черному экрану цифровой песок. Светящиеся точки прилипают к пальцам и ладоням, сжимаются в небольшие кучки или разлетаются пылью по всему экрану — как вам будет угодно, так сказать. Зато второй объект, незаметно притаившийся на одной из стен, подводит нас к сути всего увиденного. По экрану падают буквы, а мы должны попытать поймать и задержать их. Предупреждаем: ничего не получится — они все равно рассыплются и провалятся в загадочное цифровое небытие. 

Можно обернуться, перечитать фразу «Случайное совпадение», притаившуюся на деревяшке в аквариуме, и уразуметь: никаких смыслов-то и нет. Задача Клер и Адриена пришлась бы по вкусу мастерам Ренессанса: освободить человека от груза идей, концепций и объяснений, задействовать все пять чувств и поставить его в самый центр мироздания. Пусть и величиной с небольшой выставочный зал.

B.E.R.E.G. District, Большой Саввинский переулок, 12, стр. 6. До 18 декабря.