Цирк, да и только
Отечественный цирк всегда был предметом нашей гордости – но сейчас о нем пишут и говорят нечасто. Возможно, «важнейшее из искусств» безнадежно устарело в эпоху, когда люди боятся клоунов и борются за права животных? Time Out решил изучить, проигрывают ли наши цирки в борьбе Du Soleil и что происходит на арене и за кулисами, поговорив с руководством ведущих цирков Москвы.
Московский цирк на Цветном Бульваре
Юрий Никулин, начальник отдела рекламы и спецпроектов Московского цирка на Цветном Бульваре
Цирк не умер, и, надеюсь, никогда не умрет. Он меняется так же, как и время. Если брать советский цирк, то тогда, что называется «показывали трюк» – сейчас же в каждом номере присутствует драматургия, к каждому пишется авторская музыка, под номер шьются специальные костюмы и артисты через выступление пытаются рассказать историю.
Cirque Du Soleil – это шоу с большим количеством элементов цирковых действий, но, кроме цирка там сумасшедшее световое и звуковое сопровождение, колоссальная машинерия. Нельзя сравнивать наш цирк или Цирк на проспекте Вернадского и Du Soleil. Du Soleil не делает ничего такого, что кто-то бы не делал. У них хороший промоушен. Если бы нам на рекламу давали такие деньги, мы бы делали не хуже точно, гремели бы по всему миру.
Каждый придерживается своего выбранного пути. Во Франции есть классический цирк с хрустальными люстрами и лошадями в плюмаже: мужчины приходят туда во фраках, женщины в золоте и бриллиантах – все красиво, пафосно, для высшего общества. В Германии – скорее, молодежный цирк: «тяжелый рок» вживую, кожа, металл, драйв, громкая музыка, яркий свет. У каждого свой зритель.
Раньше наше государство вкладывало деньги в развитие цирка – делались имена, снимали художественные или документальные фильмы, создавались проекты. Сейчас каждый пятый знает, сколько медалей завоевала наша сборная по керлингу, но при этом никто не в курсе, что каждый год наши артисты привозят в несколько раз больше золотых наград с международных фестивалей в Париже, Германии, Италии, Испании и Монте-Карло. Об этом не пишут – не интересно. Вот если кто-то разбился или слон затоптал человека, то все бы об этом говорили.
Говорят, что человек ходит в цирк трижды: первый раз его приводят родители в детстве, второй – он приводит своих детей, третий – ходит с внуками. Но последние лет пять (это странно и сложно объяснимо), к нам стала ходить молодежь, причем компаниями. Это приятно. Значит, люди находят время для цирка.
Большой московский цирк
Аскольд Запашный, художественный руководитель Большого московского цирка
У нас происходит огромное количество событий, которые могли бы быть значимыми в мировом масштабе, но они просто не доходят до людей. Наши представления мы записываем в высоком разрешении и на протяжении нескольких лет ходим по телеканалам, предлагаем показать в эфире, но люди, даже не пытаясь посмотреть, говорят, что цирк на экране не интересен… Их убеждения связаны со стереотипами, что наша работа – это клоуны в рыжих париках и собачки. Укоренившаяся детская психотравма на дает людям по-новому посмотреть на цирк. А у нас ультрасовременный цирк, очень разнообразный.
Мы – крупнейший цирк в России и Европе, во многом задаем тон: показываем много театрализованных представлений, уходим от классического дивертисмента как основной формы – это когда программа состоит из автономных разрозненных номеров, ничем между собой не связанных, кроме клоунады, которая заполняет паузы и формирует образ целостности.
Классический цирк должен существовать как определенная ниша, от него не надо отказываться. Хотя вообще трудно дать определение «классическому». В понятии современных обывателей «классика» – это советский цирк. Но помимо этого есть старорусский цирк, у которого идентичная форма с европейским современным цирком, где сохраняют традиции. Там любят, когда дрессировщик как из мультиков – в высоких черных сапогах, с усами и в цилиндре, когда униформисты в красных жакетах с золотыми украшениями выстраиваются в начале представления и все представление ведет шпрехшталмейстер (в советском цирке называвшийся инспектором манежа). Эта форма в Европе обыденна, а мы, более передовые, ее давно отмели.
Российский цирк до сих пор очень популярен в мире, но много позиций потеряно, чем иностранцы успешно пользуются – на постсоветском пространстве активно разбирают исполнителей за рубеж, именно поэтому огромный процент российских артистов работает в пресловутом канадском цирке.
Мы работаем над различными экспериментами, чтобы привлекать разную аудиторию. Сейчас в Большом Московском цирке идет программа «Циркus 2.0», это «прокаченный» цирк, близкий по форме подачи к тому, что называют «классическим подходом», но сделано все по-современному: бионические «запчасти» у людей, спецэффекты, при этом сильный трюковой репертуар. Это делается для того, чтобы привлечь и молодежь, и людей, которые воспринимают цирк как искусство для детей, где взрослому интеллигентному человеку делать нечего. Этот стереотип мы пытаемся сломать, объяснить, насколько цирк разнообразен.
Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»
Рафаил Мансуров, исполнительный продюсер Цирка танцующих фонтанов «Аквамарин»
Цирк на подъеме, потому что открылись новые рынки, такие как Китай, Индия, где строят много цирков. По моим ощущениям, пик цирка будет году в 2020-м.
Цирковая школа находится в плачевном состоянии, потому что советская подготовка уходит, а режиссура пока слабовата, чтобы соперничать с западными постановками.
Развитие цирка в мире связано с тем, что, как правило, цирк – шоу для туристов, это обычный дивертисмент без особых претензий: человек переживает из-за трюка, смеется над клоунами, получает удовольствие от красивого шоу – очень простое искусство, работающее на эмоции. Это идеальный вариант для туристов, и все крупные туристические города открывают у себя цирки.
Все российские цирки, кроме нас, сейчас работают в формате дивертисмента, а мы делаем шоу, спектакль с сюжетной линией. Иногда это еще делают братья Запашные.
Я считаю, что традиционный цирк никогда не потеряет своей привлекательности в силу специфики. Но потребность в новом формате уже появилась, людям хотелось бы увидеть что-то новое, только никто пока хорошо себе не представляет, как это сделать. Делать Du Soleil в российском варианте – бессмысленно, нужно придумывать новый формат.
Российский цирк как бренд в мире популярен скорее по остаточному признаку. Насколько Россия популярна за границей – настолько и цирк. Аншлагов в Париже вы не соберете, если не будет гениального импресарио. Как правило, наши вывозят свои программы в Японию и в Китай, там зрители очень доброжелательны.
Я бы не сказал, что популярен российский цирк, скорее, востребованы российские артисты (я сюда отношу людей со всего постсоветского пространства), они наводнили все шоу и цирки в мире.
Творческое содружество CinemaCircus
Юлия Андриянова, художественный руководитель творческого содружества CinemaCircus
Новое поколение цирковых режиссеров и представители старых династий пытаются внести что-то новое в цирк, синтезировать все виды искусства, раскрыть цирковое традиционное мастерство. Сейчас много экспериментов: цирк плюс театр, живопись, визуальные эффекты. Мы делаем цирк плюс кино.
Наша задача – раскрыть циркового артиста, продемонстрировать, что он умеет делать не только красивые элементы под красивую музыку.
Также мы работаем и на различных сценических площадках. Наши музыканты не боятся подняться в воздух, они играют на саксофоне на высоте семь метров над сценой, жонглируют. Есть элементарные трюки, которые смотрятся эффектно, и их реально отрепетировать не цирковому артисту.
Китайский цирк творит что-то невообразимое в плане физических способностей. Их сложно обойти в плане мастерства. Но европейцев они оценивают высоко за то, что мы – более эмоциональные, душевные, оригинальные. На мировых конкурсах мы продолжаем брать хорошие призовые места, Россия практически всегда одна из первых.
Основная публика – семейная, конечно, иностранцы, гости столицы, но и молодежь. Вообще, цирком народ заинтересовался. Сейчас много школ, где обучают гимнастике, общедоступным цирковым навыкам. Туда ходят люди с улицы, там устраивают конкурсы, соревнования, это пользуется популярностью.