25 лучших документальных фильмов всех времен
На этой неделе в прокат выходит документальная лента «Роналду против Месси» — исследование двух противоборствующих фанатских лагерей в мире футбола. Режиссер картины Тара Пирниа специализируется на «звездных» историях: она раскрывала секрет воздействия на людей Джастин Бибер, леди Гаги, Эми Уайнхаус и даже принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Такова магия документального кино – рассказывать о реальности, которая порой интереснее любых блокбастеров. Time Out вспомнил главные шедевры в истории документалистики.
10. «Человек с киноаппаратом», 1929, режиссер Дзига Вертов
Футуризм во весь рост: идеальный Советский Союз в жадном оке кинокамеры.
Стремительно меняющийся Советский Союз кружил вокруг режиссера Дзиги Вертова, который (вместе со своим блестящим монтажером и женой Елизаветой) решил запечатлеть хаотичную городскую жизнь Киева и Одессы. Ни сценария, ни звука – такой чуждой Вертову была идея нарративного кино, фильмов с сюжетом. Вместо этого он превратил свою камеру в голодную пасть, радостно пожирающую образы рабочих мужчин и женщин, расщепляющую изображение сплит-скрином и двойной экспозицией, ломающую логику причинно-следственных связей. Этот авангардный фильм, эффектный образец футуризма в кино, ухитряется ужать весь дух революции в один час экранного времени.
9. «Роджер и я» (Roger & Me), 1989, режиссер Майкл Мур
Майкл Мур против автомобильной индустрии.
Майкл Мур прославился этим эффектным дебютом – разъяренной историей закрытия завода General Motors в городе Флинт, штат Мичиган. Это комичный крик души, беззастенчивый поклеп на автомобильного магната Роджера Смита, которого Мур смехотворно пытается призвать к ответу за экономический кризис Флинта. Но это еще и страстный портрет депрессивного родного города режиссера: по ходу действа он разговаривает с такими колоритными персонажами как шоумен Боб Юбэнк и эксцентричной соседкой Рондой Бриттон, которая продает кроликов «как питомцев и как мясо». Этим Мур заявил фильмом о появлении нового, борзого таланта.
8. «Нанук с севера» (Nanook of the North), 1922, режиссер Роберт Флаэрти
Классика киноантропологии, показывающая жизнь коренных народов севера.
В наши дни этот классический срез арктической жизни от Роберта Флаэрти получил немало критических стрел. Его герои-инуиты, раззадоренные присутствием громоздкой кинокамеры, не могли немного на нее не играть. Сцены строительства иглу и воспитания детей были постановочными. Главного героя, обычно охотившегося с ружьем, убедили взяться за копье предков (а также выставить своей экранной женой подругу режиссера). Все эти претензии – не мелочи, а логичные вопросы к правдоподобию фильма. Но нельзя отрицать и более важного достижения революционного кино Флаэрти: после него раз и навсегда одной из важнейших задач документалистики станет стремление к сближению далеких, чужих культур. Так что, если мы и ждем от «Нанука» большего правдоподобия, то только потому, что он порождает в нас желание лучше понимать мир.
7. «Военная игра» (The War Game), 1965, режиссер Питер Уоткинс
А что, если на Великобританию упала бы атомная бомба?
Леденящий телефильм Питера Уоткинса – шедевр альтернативной истории, изображает последствия ядерного удара по Великобритании посредством мокьюментари-репортажа. Используя научные исследования, правительственную статистику и свидетельства урона, нанесенного Хиросиме и Нагасаки, Уоткинс представляет постановочные сцены постапокалиптического кошмара под прикрытием экстренного выпуска новостей. Полыхают пожары, мрут дети, Англия превращается в атомный пепел. Никто до этого не задействовал формат мокьюментари так свободно, никто после – так злободневно.
6. «Не смотри назад» (Dont Look Back), 1967, режиссер Д. А. Пеннебейкер
Боб Дилан-суперзвезда: образцовый фильм-портрет музыканта.
Справедливости ради, этот фильм должен быть у каждого в домашней коллекции. «Не смотри назад» запечатлевает не только явление Боба Дилана всему миру – в темных очках и окнах лимузинов, но и восхождение той культуры бешеной славы, свое место в которой отныне придется определять каждой поп-звезде. Режиссером, ответственным за эти культовые образы, был Д. А. Пеннебейкер, прославленный спец по музыкальной документалистике, который во многом и цементировал публичный образ Дилана как живой, застенчивой фигуры.