лучшие документальные фильмы

25 лучших документальных фильмов всех времен

Дэвид Фиэр, Кит Улич, Джошуа Роткопф   31 октября 2016
1 мин

На этой неделе в прокат выходит документальная лента «Роналду против Месси» — исследование двух противоборствующих фанатских лагерей в мире футбола. Режиссер картины Тара Пирниа специализируется на «звездных» историях: она раскрывала секрет воздействия на людей Джастин Бибер, леди Гаги, Эми Уайнхаус и даже принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Такова магия документального кино – рассказывать о реальности, которая порой интереснее любых блокбастеров. Time Out вспомнил главные шедевры в истории документалистики.

\"\"

5. «Округ Харлан, США» (Harlan County, USA), 1976, режиссер Барбара Коппл

5/5

Грустная песнь во имя угнетенного рабочего класса.

Нам часто напоминают о благодетели честного, открытого созерцания, лишенного осуждения и предрассудков. И документальные фильмы, которым это удается, входят в историю. Но должен оставаться простор и для социальной справедливости, импульс, который многих, в принципе, и заставляет взяться за камеру. Обезоруживающе напряженная история забастовки на шахте в Кентукки, которую сняла Барбара Коппл – образцовый пример активистского кино, хроника персональных боли и жертв, таких же застарелых, как грязь на ладонях шахтеров. Компания Duke Power довела своих сотрудников до краха, усугубленного респираторными болезнями, крохотными зарплатами и непригодным жильем. Когда шахта останавливает работу, на простых трудяг начинают нападать вооруженные бандиты. Коппл запечатлевает все – и даже находит время воспеть местную культуру блюграсса.

4. «Ночь и туман» (Nuit et brouillard), 1955, режиссер Ален Рене

Эссе классика французской новой волны о памяти Холокоста.

Любой разговор о документальном кино о Холокосте должен включать и эту горькую, глубоко пробирающую короткометражку Алена Рене. Выживший в концлагерях Жан Кэйрол написал закадровый текст, который отстраненно озвучивает кадры опустевшего, дряхлого Освенцима спустя десятилетия после остановки печей. Камера Рене скользит по пейзажу, словно разыскивая разгадки неразрешимой тайны, а фотографии нацистских медицинских экспериментов и их чудовищных результатов служат свидетельством ужасов, которые никогда не будет возможно осмыслить до конца. Фильм смотрится как история о призраках, в которой мертвые, несмотря на свое тревожное молчание, заклинают живых хранить о них память.

3. «Тонкая голубая линия» (The Thin Blue Line), 1988, режиссер Эррол Моррис

Документалистика как роскошный триллер.

Сейчас мы уже принимаем как данность тот факт, что документалисты прибегают к воссозданию реальных событий, заимствуют сюжетные техники у игрового кино и забираются в область поэтического. Но когда Эррол Моррис представил эти приемы в своей истории одного нашумевшего убийства полицейского в Далласе, эффект был революционным. Структурированный как триллер фильм-расследование Морриса доказал, что нон-фикшн может быть хитом проката, но не остановился на сборах и спас жизнь невинно осужденному. Моррис стремился высказаться своим фильмом о природе правды как таковой – и на типичном детективном материале сделал документальный ответ «Расемону».

2. «Без солнца» (Sans Soleil), 1982, режиссер Крис Маркер

Идеальная кинопоэзия: парадоксы и сближения со всех уголков планеты.

Увлекательный квази-трэвелог Криса Маркера, пожалуй, является лучшим образцом документалистики, снятой от первого лица – этот фильм-эссе может спровоцировать у зрителя мощный импульс самому сняться с якоря и отправиться в дорогу. В сущности, мы следуем за безымянным путешественником, пока его мотает по миру от Сан-Франциско до Африки, от Исландии до Японии. Женский голос за кадром озвучивает происходящее так, словно это – письма домой («Он написал мне…» и так далее), хотя все эпизоды и так разворачиваются у нас на глазах. У каждого зрителя будут свои любимые сцены: игривый, почти сакральный вид трех исландских девочек, бредущих по сельской дороге; японский храм, посвященный кошкам; просветительское отступление о «Головокружении» Хичкока. «Без солнца» смотрится как дневник, который пишется, зачитывается вслух и переносится на кинопленку одновременно – и изобретает себя заново с каждым новым кадром.

1. «Шоа» (Shoah), 1985, режиссер Клод Ланцман

Монументальный фильм-свидетельство об ужасах Холокоста.

Прошлое никогда не остается строго в прошлом – возвращая Холокост к жизни в своем массивном, занимающем девять с половиной часов шедевре, Клод Ланцман оперирует исключительно в настоящем времени: здесь нет архивных кадров и восстановленных сцен, только люди и их монологи. «Шоа» составляют воспоминания десятков затронутых Холокостом поляков – это и выжившие, и оставшиеся в стороне, и, что ужасает больше всего, сами преступники. Воспоминания становятся живыми, физически ощутимыми, а одна из важных задач документалистики – акт свидетельства – достигает своего апофеоза.


Авторы: Дэвид Фиэр, Кит Улич, Джошуа Роткопф.