50 лучших детских фильмов всех времен
Как воспитать киномана? Для начала — приучить юного зрителя к качественному семейному кино. Рейтинг лучших фильмов для детей и подростков вам в помощь.
1. «Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz), 1939
Обычная девочка с типичной канзасской фермы мечтает о более увлекательной участи — и ее желание исполняется, когда неожиданный торнадо переносит ее (вместе с песиком по кличке Тотошка) в землю чудес, сверкающую всеми цветами «Техниколора». Потрясший Америку еще до войны «Волшебник страны Оз» может сейчас смотреться анахронично — но не стоит этого бояться: когда малютка Элли начинает свое путешествие по стране Оз, безудержная игра воображения и дух приключений захватят даже самого скептически настроенного зрителя. Вперед, по дорожке из желтого кирпича!
2. «Золушка», 1947
Один из немногих фильмов сталинской эпохи, любовь зрителей к которым не стала слабее десятки лет спустя. И дело здесь не только в бессмертном тексте Шварца и гениальных Раневской с Гариным на экране. Корни «Золушки» лежат в абсурдистском и почти футуристском по духу кино 1920-х — лентах Козинцева и Трауберга, в экспериментах созданной ими знаменитой группы ФЭКС, где, к слову, училась и будущая Золушка — Янина Жеймо. Так что сказка сказкой, а ощущение подлинного чуда здесь создавал эффект от самих возможностей кино, которые почти в каждом кадре демонстрировала камера. Самый неочевидный, но вполне действенный способ взрастить в ребенке любовь к изобретательности на экране.
3. «Похитители велосипедов» (Ladri di biciclette), 1948
Условно взрослый фильм, который можно (и нужно) смотреть старшим детям. Шедевр итальянского неореализма разворачивается в разоренном, безработном послевоенном Риме. Витторио де Сика рассказывает историю отца, у которого крадут необходимый для заработка велосипед, и сына, помогающего ему в поисках сначала похитителей, а затем и нового велосипеда, который можно было бы украсть. Ту правду, которую приходится узнать о родителе ребенку (ничего сверхъестественного: слабость, уязвимость, страх), рано или поздно предстоит осмыслить каждому сыну каждого отца мира. Лучше сделать это в кино, чем в реальной жизни.
4. «Садко», 1952
Говоря о массовом голливудском кино рубежа 1950-х, часто употребляют выражение «Золотой век» - что ж, свой Золотой век был и у советских постановок для самых широких слоев народа (а какая целевая аудитория шире школьной?) По крайней мере, если судить по «Садко», хождение которого за три моря смотрится отечественным ответом американской фантастике того же десятилетия — с несколько наивными, но обаятельными чудесными существами и событиями, богатством декораций и неистребимой жаждой приключений. Неудивительно, что перемонтированного «Садко» в Америке вообще-то выпускали, причем для местного зрителя его переделывал молодой Фрэнсис Форд Коппола.
5. «Красный шар» (Le ballon rouge), 1956
Французу Альберу Ламориссу не понадобилось даже часа экранного времени, чтобы снять один из самых пронзительных фильмов о том, каково быть ребенком — и в отличие от множества других режиссеров, одиночество своего юного героя он отменяет с помощью не инопланетянина, кита или робота, а всего лишь… воздушного шарика. По Ламориссу, детство — это большое приключение, и путешествие маленького Паскаля и его красного шара по Парижу смотрится как невинное паломничество ребенка в большой мир. Мир, в котором, как доказывает чудесный финал, еще есть место и магии, и подлинному чувству.