Энди Уорхол, Йоко Оно и другие в ММСИ: почему идти надо обязательно

Энди Уорхол, Йоко Оно и другие в ММСИ: почему идти надо обязательно

Сергей Морозов   9 ноября 2016
3 мин
Энди Уорхол, Йоко Оно и другие в ММСИ: почему идти надо обязательно

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке проходит выставка с поэтичным названием «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» — часть масштабного кураторского проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий». Проявления любви организаторы ищут в произведениях почти трех десятков художников со всего мира, среди них — Энди Уорхол, Йоко Оно, Софи Калле и другие тяжеловесы совриска. Time Out выбрал пять работ, ради которых стоит пойти на выставку.

1. Фильм «Апофеоз» — как единение Йоко Оно с природой

18-минутный «Апофеоз» 1970 года затесался в раздел выставки, драматично окрещенный «Любовь холоднее смерти». Короткометражка входит в серию фильмов художницы, посвященных отношениям с Джоном Ленноном. В конце 60-х Оно очень любила экспериментировать — для съемок «Апофеоза» камеру привязали к воздушному шару, который медленно, но верно улетал все дальше от Йоко и Джона. Фигуры влюбленных уменьшаются, теряются среди деревенек и заснеженных полей. А затем исчезают вовсе — камера послушно снимает облака и залитое солнцем небо. Исполнение хитрое, но задумка проста: двое постепенно становятся одним целым и сливаются с природой, растворяются в ней. 
 

2. Софи Калле встречает и фотографирует колхозника

Француженка Софи Калле прославилась слежкой за случайными прохожими, фотографированием людей в собственной постели и другими проектами, которые проникают в самые интимные уголки человеческой жизни. В 1984 году Калле отправилась в Японию: легких путей художница не искала и предпочла самолету поездку по Транссибу. В итоге Калле провела целую неделю в двухместном СВ в компании некоего Анатолия, директора колхоза под Владивостоком. Естественно, француженка задокументировала встречу в серии фотографий «Анатолий». В тесном пространстве произошло столкновение двух непохожих миров — на удивление интимное и живописное.
 

3. Ли Мингвей и его странный фотодневник

Уроженец Тайваня Ли Мингвей создал фотодневник: по снимкам с горшком с цветком бегут дневниковые записи: «День 4, 09:14, прогулка с лилией», «День 64, 15:40, чтение с лилией», «День 73, 10:08, учеба с лилией». Художник провел с означенным растением 100 суток, хотя цветок приказал долго жить уже на 79-й день. Садоводство с налетом некрофилии — не главная задача Мингвей. «100 дней с лилией» — своеобразный ритуал оплакивания, который художник посвятил покойной бабушке. «Я посадил луковицу лилии… и пережил полный цикл ее жизни, но также и круговорот жизни в целом, в том числе, моей бабушки и мой собственный», — отметил художник.
 

4. Энди Уорхол целый час снимает целующуюся парочку

Фильм «Поцелуй» 1963-64 годов — один из первых киноэкспериментов Энди Уорхола. Длится видео почти час, а составлено оно из множества фрагментов по 3,5 минуты — именно столько в те годы можно было записать на одну катушку пленки. Каждая сценка изображает одну целующуюся парочку. С одной стороны, поцелуй для Уорхола — интимное переживание, с другой — типичный, тиражируемый образ из мира кино, не уступающий в популярности супчику Campbell’s или личику Мэрилин Монро. 
 

5. Николай Олейников показывает старые простыни

В новом проекте «Я вскочил с постели в холодном поту, мне снилось, что восстание невозможно…» российский художник умудрился скрестить реальность и сновидения, любовь и гражданскую ответственность. В сознании невидимого героя пустая постель (читай, утрата возлюбленной) сливается в единое целое с невозможностью гражданского действия, которое он пережил во сне. Материалом для работы стали использованные простыни и полотенца — героя перед нами нет, но человеческое присутствие ощущается с полной силой.
 

Проект «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»: со 2 ноября 2016 по 8 января 2017, ММОМА, Ермолаевский переулок, 17.

Проект «Удел человеческий»: с 27 ноября 2016 по 31 января 2017, ГЦСИ, Зоологическая, 13, стр. 2.