Зак Галифианакис: «Меня тошнит шутками: хорошими, плохими, никакущими»
Один из главных юмористов современного Голливуда — о фильме «Шпионы по соседству» и смерти современной комедии.
Как бы вы охарактеризовали Джеффа, вашего героя в «Шпионах по соседству»?
Джефф — невероятно милый мужик, таких все и всюду любят. У него нормальная, спокойная жизнь: в семье все в порядке, хороший дом в таком живописном тупичке, типичном для маленьких городов. Но есть и фрустрации — Джефф работает кадровиком в аэрокосмической компании, занимающейся секретными разработками, и из-за того, что у него, в отличие от других сотрудников, инженеров и программистов, нет доступа ни к какой тайной информации, он чувствует себя немного белой вороной. Но Джефф вообще такой бескомпромиссный оптимист — для него стакан всегда наполовину полон. Он просто отказывается признавать, что в мире есть что-то мрачное, что на свете есть зло. Так что когда в соседний дом въезжают Джонсы, герои Джона Хэмма и Галь Гадот, не он, а его жена (Айла Фишер) первой замечает, что с ними что-то не так, и втягивает Джеффа в шпионские интриги.
«Шпионы по соседству», 2016 год.
«Шпионы по соседству» очень завязаны на ощущении тихой жизни в маленьком городе…
Да, и я прекрасно знаю это ощущение! Я сам вырос в подобном городке. Не в доме в конце тупичка, как мой герой, но по соседству. Вообще, жизнь в таких сонных пригородах бывает не такой уж и унылой, как принято считать. Люди селятся там, чтобы у них было больше места, больше комфорта. Но есть и еще один аспект — сплетни. Вы себе не представляете, как пристально обитатели пригородов наблюдают друг за другом, как ревностно относятся к чужим успехам или причудам! Так что для фильма вроде «Шпионов по соседству» это идеальное место действия. Джонсы — шпионы, но все, кто живет с ними рядом, шпионят уже за ними. Отличный материал для комедии.
«Шпионы по соседству», 2016 год.
К слову о комедии. В таком кино, наверное, всегда большой простор для импровизации?
Ну, не совсем — все-таки нужно придерживаться сценария, в котором и так очень много всего происходит. Но да, мы шутили на площадке все долбанное время! И что-то даже попало в фильм. Вы же меня знаете, я все время шучу. Меня буквально тошнит шутками: хорошими, плохими, никакущими. И для меня счастье, когда какая-то из них вдруг просачивается на экран. Это я больше всего в профессии люблю. Не представляю, как живут и работают серьезные, большие актеры, которые произносят одну и ту же реплику по сто раз, пока режиссер не скажет: «Снято!» Это же скучно!
Вы верите в терапевтическую силу юмора?
А как же! Смех ведь провоцирует выработку феромонов. Надеюсь, это не прозвучит пошло, но всегда нужно искать что-то смешное, даже в самый тяжелый жизненный момент.
«Мальчишник в Вегасе», часть 3, 2013 год.
Как вы выбираете роли? У вас довольно разнообразная карьера, в которой есть место и «Мальчишнику в Вегасе», и «Бердмэну».
С «Бердмэном» мне очень повезло. Я благодарен судьбе за то, что сыграл в таком фильме — комедии, в сущности, которая при этом снята, как серьезное, изобретательное с точки режиссуры кино. Надеюсь, мне удастся и дальше играть в хорошем кино. Вообще, когда ты снимаешься, в основном, в комедиях, зрители могут в какой-то момент от тебя устать. Такое бывает, правда! Комедийные вкусы общества постоянно меняются. Было время, когда все были без ума от «физической» комедии (основанной на кривлянии, падениях, игре телом). Сейчас мы переживаем смерть шоковой комедии — то есть, фильмов, основанных на выходе за пределы пошлости и абсурда. Я, конечно, сам внес в этот стиль определенный вклад, но рад, что он отживает свое. Мне 46 лет. Нужно двигаться дальше, развиваться.
«Бердмэн», 2014 год.
Какие у вас сейчас амбиции в плане актерства?
Думаю, чем старше я буду становиться, тем больше буду играть в независимых фильмах, возможно, уже не таких откровенно комедийных, как те, где я снимался раньше. Не знаю, на самом деле… Будет интересно! Серьезные, драматические актеры могут позволить себе в любой роли быть собой. Не буду называть имен, но хватает тех, кто просто полагается на свое обаяние и всегда играет одно и то же — классического главного героя. Комикам же, вроде меня, нужно время от времени менять обличье, стиль, подход. Я хочу попробовать как можно больше самых разных амплуа и проектов. Иначе набор твоих трюков иссякнет. Меня эта перспектива страшит, признаюсь. Не знаю, у всех ли комических актеров есть такое ощущение. Может быть, это я просто жутко в себе не уверен.