После 14 уже поздно
«Чтобы быть успешным в тридцать лет, нужно инвестировать в обучение в семь», — говорит Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей CODDY. Но как определить, кто у вас подрастает: будущий Сергей Брин, Линус Торвальдс или Стефан Загмайстер?
Когда начать?
По-хорошему, время с 7 до 16 — это 10 лет, которые нужно рассматривать как инвестицию в обучение ребенка. В это время нужно сделать для него максимум с точки зрения расширения кругозора, социализации, формирования мышления и взглядов на мир. Не стоит бросаться в крайности и с пеленок записывать ребенка во все доступные секции и кружки, боясь упустить время. Важно найти область, в которой ребенку будет комфортно, при этом — практичную с точки зрения будущего.
В первые годы ребенок только учится учиться. Вести его на специализированные занятия раньше 5 лет вряд ли стоит. Для малышей есть много полезных обучающих приложений для планшета. Главное, не оставляйте ребенка с гаджетом наедине. Помогайте ему, направляйте, отвечайте на его вопросы и сами задавайте вопросы ему.
Нашим ученикам от 5 до 14 лет: это как раз тот возраст, когда ребенку нужно понять, что приносит ему удовольствие и что у него получается.
5-6 лет
У пятилетнего ребенка очень живой и восприимчивый ум. Маленькие дети познают все с нуля и составляют мнение о мире в соответствии с собственными впечатлениями. Но адаптация к общественной жизни загоняет их мышление в рамки. Многие взрослые не задумываются о том, как можно решить ту или иную задачу, а просто пользуются готовым решением. Дети видят это и начинают копировать их действия. Нередко малыши, которые к нам приходят, уже зажаты в рамки. Когда преподаватель просит их составить список, они спрашивают, как именно — ручкой на бумаге или в заметках на планшете? Они не привыкли тратить энергию на самостоятельные эффективные решения.
Если дать им инструмент для сохранения гибкости сознания, он может стать ключом, как минимум, к неиссякаемому источнику креатива. Мы всем рекомендуем начинать обучение с освоения дизайн-мышления — у нас дети с 5 лет занимаются на одноименном курсе. Дизайн-мышление учит нормально относиться к неопределенности и не бояться ошибок. Если задачу никто не решал до тебя, то у нее нет правильных и неправильных решений. Такие занятия показательны, потому что помогают выявить все сильные и слабые стороны ребенка.
Способность аналитически и системно мыслить развивает программирование. Такие же задачи решает математика, но ее и так достаточно школе, а изучать кодинг можно в интересной игровой форме. В дошкольном возрасте важно совмещать приятное с полезным: занятие должно быть в удовольствие. Пяти-шестилетки «кодят» не на компьютере, а в яркой интерактивной среде на планшете. Для этого существует много бесплатных программ, например Scratch, Kodable, Пиктомир. В них можно изучать программирование дома родителями или записаться на одноименный курс.
В паре с программированием хорошо «заходит» английский. В прикладной игровой форме ребенок быстрее запоминает новые слова. Мы даже разработали специальный курс Scratch English на стыке нескольких дисциплин — английского языка, программирования и общей компьютерной грамотности. На занятиях мы одновременно изучаем язык, работаем над логическим и пространственным мышлением, учимся базовым техникам программирования и очень много времени уделяем обучению быстро печатать на английском.
7-8 лет
В этом возрасте уже понятно, насколько легко ребенок справляется со школьной программой. Некоторые дети развиваются так быстро, что стандартные задачи им уже не интересны. 7 лет — самый подходящий возраст, чтобы начать «инвестировать» в серьезное развитие навыков ребенка. Именно с семи-восьмилетками мы начинаем общаться на «взрослом» языке и осознанно вводим в их лексикон терминологию — даже сложную — и общепринятный технический сленг.
Неожиданно большое внимание приходится уделять работе с компьютером. Кажется, сегодняшние дети могут пользоваться ноутбуком на уровне инстинктов. Однако многие малыши, которые берут в руки планшеты раньше, чем начинают говорить, понятия не имеют, как устроен персональный компьютер. Мы рекомендуем всем родителям вводить в ежедневный распорядок их детей такую задачу: сесть за компьютер или ноутбук и что-нибудь на нем делать в течение 15 минут (например, перепечатывать любимые стихотворения). Это упражнение хорошо развивает память, улучшает скорость восприятия информации и моторику.
У нас в 7-8 лет ученики выбирают, в какую сторону идти в обучении дальше. Есть два глобальных направления. Первое — это программирование. На этом этапе оно приобретает более четкую специализацию. Для семилеток у нас есть несколько вариантов. Можно продолжить изучение алгоритмов в среде Кукарача Windows, заняться созданием игр на JavaScript и Construct2 или учиться писать приложения на «яблочном» языке Swift. На любом из этих курсов мы развиваем структурное логическое мышление и понимание алгоритмов: что за чем следует, что такое цикличность.
Второе глобальное направление — это графический дизайн. Тут мы не только рисуем и изучаем фотошоп. В первую очередь, мы развиваем визуальное мышление и эмпатию. Наши преподаватели заметили, что в этом возрасте большинство детей еще не умеют принимать чужую точку зрения. Их нужно научить смотреть на мир шире, решать поставленные задачи, а не действовать по принципу «я так захотел». Это вклад в будущую способность ребенка работать в команде.
9-14 лет
Это самое прикладное время, когда все профессии, которыми интересуется подросток, ему нужно «потрогать руками». Изначально ученик не знает, чем хочет и чем может заниматься — это особенность детского образования. Родители тоже не могут предугадать, в каком деле ребенок найдет себя. Большинство детей любят и умеют рисовать, поэтому их отправляют на графический дизайн, но в итоге многие из «художников» оказываются более успешны, например, на занятиях по программированию. Мы стараемся определить еще на «Дизайн-мышлении», к чему у ребенка есть склонность. Но лучший способ — попробовать на практике.
Для этого мы организовали обучение по модульной системе. На любом из курсов ребенок занимается в течение месяца. После этого он вместе с родителями и преподавателем решает, сменить направление или продолжить тот же курс, но углубленно.
Подростку нужен серьезный и системный подход, а не одноразовая история вроде «Выучи Python за 10 дней». Поэтому переходить с уровня на уровень можно многократно, каждый раз значительно углубляя знания. Благодаря такому подходу ученик начинает осознанно относиться ко всему, в том числе к школе, и может достичь результатов, которые позволят ему легко поступить в ведущие вузы России и мира.
После 10 лет пора развивать не только технические, но и управленческие и бизнес-навыки. У нас есть курс «Стартапы», который не похож на стандартные уроки и больше напоминает менторские сессии. Преподаватель этого курса сам открыл свой первый бизнес в 14 лет и теперь делится опытом с учениками и помогает им развивать бизнес-идеи.
Программировать и изучать технологии полезно не только тем, кто собирается стать программистом. Уже сейчас нет ни одной сферы, которая существует изолированно от технологий. А что будет через несколько лет? Навыки, которые получит ребенок, могут не пригодиться ему напрямую, но дадут понимание, что и как происходит на самом деле. В его голове выстроится полноценная картина мира. Когда подросток будет выбирать специальность, перед ним будет уже не набор школьных дисциплин, а список реальных профессий. И у него будет больше шансов стать успешным.