Убьет ли новый закон Минкульта прокат независимых фильмов?
Минкульт внесет в Госдуму новый закон: ведомство хочет поднять госпошлину на прокат иностранных фильмов в 1400 раз, с 3,5 тысяч до 5 млн рублей. Вырученные деньги предлагают направлять в Фонд кино и тратить на создание российских лент. Time Out пообщался с людьми из киноиндустрии и узнал, что таким образом министерство Мединского, скорее всего, сильно уменьшит выбор фильмов в отечественных кинотеатрах.
Сергей Сельянов
продюсер, руководитель кинокомпания «СТВ»
Как всем известно, несколько лет назад произошла цифровая революция, в том числе и в киноиндустрии. Одно из ее достижений — вместо дорогих пленочных копий теперь в кинотеатры поставляют дешевые цифровые. Доступ на экраны стал значительно легче. В этом есть и ложка дегтя — в кинотеатры попадает очень много низкокачественных картин, а количество фильмов в российском прокате за последние несколько лет увеличилось почти в полтора раза.
Эти фильмы занимают место, время и т.д. Поэтому и возникло предложение вместо естественного барьера в виде пленочных копий, которые не давали возможность попадать дешевым фильмам за $10 000 в кинотеатр, поставить барьер в виде денежного сбора — и таким образом отсечь никому не нужные фильмы. Следовательно увеличится время для показа качественных со зрительской позиции картин. Сейчас пропорция фильмов 80-20, зарубежного кино – 80%, нашего – 20%.
Плюс для российского кино в том, что сборы могут быть направлены в Фонд кино на поддержку производства отечественных фильмов. Я считаю недопустимым, чтобы под эти сборы попадали авторские фильмы, артхаусные, которые выходят незначительным тиражом. Мы настаиваем, чтобы от сбора освободить картины, которые выходят ограниченным количеством экранов, примерно от 60 до 100.
Надежда Мотина
директор по закупкам и прокату компании CapellaFilm
К сожалению, возможно все. Если размер пошлины будет повышен до 5 миллионов, то независимые прокатчики перестанут существовать. Зрители не увидят в кинотеатрах такие фильмы, как «Джульетта» Педро Альмодовара, «Она» Пола Верховена, «Паттерсон» Джима Джармуша, «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, «Любой ценой» Дэвида Маккензи и многие другие. Это кино, которое номинируется на престижные премии и получает самые высокие оценки критиков по всему миру.
В 2014 году я выпускала в прокат ленту «Одержимость», режиссерский дебют создателя «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла. Фильм собрал в России 10 миллионов рублей. В ситуации, когда 50% прокатной платы остается кинотеатрам, я бы не смогла ни приобрести права на этот фильм, ни показать его. При этом картина стала одной из самых обсуждаемых. Ее до сих пор помнят и любят российские зрители. Она выдвигалась на «Оскар» и «Золотой глобус» и получила 3 статуэтки.
Если не будет независимых прокатчиков, то никто не сможет легально приобретать права на независимые фильмы (ведь самую значительную часть прибыли приносит именно прокат). Это уведет аудиторию в интернет, и люди будут смотреть кино нелегально.
К тому же, у нас нет такого количества отечественных фильмов, чтобы заполнить мультиплексы. Слабое или телевизионное отечественное кино не привлечет зрителя в кинотеатры, а только усилит традицию просмотра фильма на диване.
Павел Степанов
генеральный директор ООО «Централ Партнершип»
Насколько мы понимаем, речь идет не об увеличении пошлины, а о введении определенного сбора на допуск иностранных фильмов на российский рынок. Эта мера сократит количество иностранных фильмов с небольшими бюджетами на продвижение. В первую очередь, это фильмы европейского производства и независимые американские картины. Многие из них — не мейнстримовское кино, а так называемый «арт-хаус». Смогут ли прокатчики платить такие деньги, зависит от условий работы и от бюджетов самих фильмов. Платить подобные деньги за фильмы с потенциальными сборами в 20 миллионов рублей нерентабельно.
Чем будут замещать освободившееся время? Это чрезвычайно сложный вопрос, так как роспись (то, сколько сеансов кинотеатр ставит для каждого фильма, — Time Out) предполагает многообразие, а также желание, планы и спрос конкретных кинотеатров.