«Сфера»: Эмма Уотсон стримит свою жизнь
По-детски наивная антиутопия про злой Facebook, который сейчас возьмет и украдет все личные данные пользователей (будто бы он еще не украл).
Мэй (Эмма Уотсон) попадает на работу в корпорацию «Сфера» (далее по тексту — Facebook). Девушка оказывается в гигантском кампусе с бесплатной едой, йогой и концертами по вечерам. Правда, выясняется, что фирма как-то очень пристально следит за работниками, вплоть до того, что заставляет глотать следящие чипы. Всем этим праздником открытости управляет дружелюбный джобсоподобный миллиардер Эймон Бейли (Том Хэнкс). Потом Мэй знакомится на вечеринке с молчаливым парнем, который оказывается опальным основателем компании Таем (Джон Бойега). Он с грустью сообщает ей, что компания прогнила изнутри, но почему, умалчивает.
Да, конечно, фильм об исчезновении приватности напрашивался давно. Даже в мейнстримном кино об этом требовалось высказаться: в конце концов, не все, наверное, знают схему монетизации соцсетей. И в целом история о новой эре человеческой коммуникации, где делиться нужно всем, а иначе ты считаешься аутистом, могла бы показаться как минимум небанальной. Но инди-режиссер Джеймс Понсольдт, которому впервые дали побольше денег, сделал из этого абсолютно банальный недотриллер, который даже технологическим не назвать.
Секта восторженных технократов, которые общаются фразами вроде «Здесь ты раскроешь свой потенциал» — это то будущее, которого нужно бояться.
Из технологий здесь только бесконечные графические эффекты, призванные показать нам, что же там происходит на мониторах героев, так же, как это было сделано в «Шерлоке». Вокруг Эммы Уотсон, которая играет очередную скучную девочку-ботана, все время крутятся красненькие кружочки в стиле логотипа «Сферы» и мелькают фейковые комментарии из сети. Но, кроме внешней мишуры, от мира новых технологий нет ничего. Даже сценарий, адаптированный из научно-фантастического бестселлера Дэйва Эггерса — и тот об очередном злодее, который под видом благих намерений хочет захватить мировое господство. Том Хэнкс даже не старается добавить своему Цукербрину какой-то тайны: это просто стандартный добрый Том Хэнкс, который хочет снимать весь мир на миниатюрные скрытые веб-камеры.
Дуболомный сюжет рассказан сложнее, чем устроен алгоритм того же Facebook. Невозможно поверить в это, но поворотным моментом становится сцена, где Уотсон по малообъяснимым причинам крадет с берега каяк, чуть не тонет из-за течения, но ее спасают благодаря тотальной слежке. После чего глупую сотрудницу почему-то не увольняют, а делают амбассадором бренда. С этого момента Мэй постоянно ходит с камерой на груди (в смысле, приколотой на одежду) и стримит, как проклятая, свою унылую офисную работу и вечернюю чистку зубов. За этим наблюдают миллионы заинтересованных зрителей в прямом эфире. Забавно, как лицемерно авторы продумали этот поворот: голой Уотсон все равно не снялась, и у нее есть трехминутный перерыв на поход в туалет. Уж совсем нелепым даже в мире «Сферы» представляются включения из дома родителей Мэй (кому они нужны?). Таким образом в «технологическом триллере» покажут действительно оскорбительную сцену того, как семейная пара, в которой один из партнеров — инвалид, занимается сексом.
Все это, конечно, очень наивно и смешно. «Сфера» — это пресный, как процесс листания ленты, фильм, который пытается казаться намного умнее, чем представляется на самом деле. Обидно, что актуального кино о современных проблемах общества так и не появилось, а авторы эти проблемы совсем не осознали. Фильм даже ненарочно подчеркивает выспренность проблем, которые поставила перед человечеством диджитал-эпоха. Герои просто повторяют по кругу словосочетание «личные данные», и это якобы должно напугать людей, которые еще не стримят свой ночной секс в интернет. Но куда более пугающей в фильме выглядит массовка в кампусе этого недо-Facebook. Секта восторженных технократов, которые общаются фразами вроде «Здесь ты раскроешь свой потенциал» — это то будущее, которого нужно бояться. А ведь для режиссера Понсольдта это наверняка были умные, молодые и успешные люди, вот в чем самый мрак.