Эволюция очков за последние 100 лет

Эволюция очков за последние 100 лет

  3 мая 2017
5 мин
Эволюция очков за последние 100 лет

Сегодня очки — самый распространённый оптический прибор для коррекции и защиты зрения, но ещё век назад всё было иначе. Давайте проследим, как на протяжении последних ста лет менялись внешний вид и функционал этого аксессуара.  

1910-е

 

К мятежному 1917 году очки уже были распространены в Европе и Российской империи, однако по популярности сильно уступали пенсне, моноклям и лорнетам. В высшем свете дамам полагалось иметь при себе лорнет — складывающиеся очки с ручкой, которые часто инкрустировали драгоценными камнями, чтобы подчеркнуть высокий статус владелицы. Мужчины привилегированного сословия в театрах и на балах держали под рукой монокли — линзы в оправе с цепочкой для крепления к одежде. Пенсне — очки без заушных дужек, держащиеся на носу благодаря особому зажиму, — считались знаковым отличием интеллигенции. Мода на пенсне и монокли продержалась до Второй мировой войны, пока привычные нам очки окончательно не потеснили их.

 

1920-е

 

В тренде оказались солнцезащитные очки. Новомодное развлечение богемы тех лет — прогулки в открытом автомобиле — требовало защиты глаз от слепящего солнца, ветра и пыли. Так возник спрос на тёмные очки, для которых тогда было впервые использовано стекло, не пропускающее ультрафиолетовое излучение.

 

1930-е

 

В моде авиация и всё, что с ней связано. Модель очков «авиаторы», как у пилотов ВВС США, — предмет вожделения молодых людей по обе стороны Атлантики. Но в таких солнцезащитных очках щеголяли только лётчики, а широким массам они стали доступны лишь после 1938 года.

 

1940-е

 

В годы Второй мировой войны очки для зрения окончательно завоевали народное доверие. Наконец их удобство и практичность оценили по достоинству! И именно в это десятилетие в США создали CR-39, первый пластик для промышленного производства очковых линз.

В 1948 году голливудские кинодивы начали носить очки в оправе Cat Eye, а через несколько лет на экраны вышел фильм «Как выйти замуж за миллионера» с Мэрилин Монро, которая прославила Cat Eye на весь мир.

 

1950-е

 

Французский изобретатель Бернар Майтеназ совершил прорыв в коррекции пресбиопии — возрастного изменения зрения, возникающего после 45 лет, при котором человек не может рассмотреть мелкий шрифт или маленькие предметы на близком расстоянии, а также нуждается в коррекции, чтобы хорошо видеть на средних и дальних дистанциях. В 1959 году компания Essel в которой работал изобретатель, выпустила первые в мире офтальмологические прогрессивные линзы Varilux. В верхней части такой линзы находится зона для чёткого зрения вдаль, что необходимо во время вождения автомобиля или прогулок по городу. В нижней части расположена зона для коррекции зрения вблизи, которое задействуется при чтении, вязании и так далее. Средняя зона линзы корригирует зрение на средней дистанции, например, при работе за компьютером. Таким образом, человеку нужны одни очки для чёткого зрения на трёх дистанциях. Новинка мгновенно завоевала рынок, а компания выросла в мирового лидера сферы оптики Essilor.

 

1960-е

 

В эпоху битников и хиппи очки приобретают статус фетиша. Символ 60-х — круглые очки «тишейды», как у Джона Леннона, органично дополняющие образ творческих интеллектуалов.

 

1970-е

 

В эти годы крепнет интерес потребителей к полимерным линзам, более лёгким и ударопрочным, чем линзы из минерального стекла. К тому же почти невесомый пластик прекрасно подходит для изготовления крупногабаритных очков в массивной оправе. Очки размера XXL в стиле диско получались не такими уж и тяжёлыми с линзами «нового поколения».

 

1980-е

 

Мир охватила первая волна брендомании. Ведущие модные дома начинают выпускать коллекции оправ и солнцезащитных очков. Особенно востребованы массивные оправы броских цветов с логотипами марок на видном месте — так, чтобы брендоман брендомана опознавал издалека.

 

1990-е

 

Пока дизайнеры экспериментировали с формами оправ, оптические компании реализовывали смелые решения в изготовлении линз. Essilor в 90-х годах выпустила поликарбонатные линзы из самого лёгкого и небьющегося материала Airwear и фотохромные линзы Crizal Transitions («хамелеоны»), степень затемнения которых меняется в зависимости от освещения. Вскоре линзы-хамелеоны стали популярными во всём мире.

 

2000-е

 

В нулевые очки для коррекции зрения — на пике популярности. И если раньше у кого-то ещё были комплексы из-за слабого зрения, то в новом тысячелетии носить очки стало модно. Все самые стильные актёры, музыканты, телеведущие и IT-girls мелькают в светской хронике и на телеэкранах в очках. Нередко именно очки — основополагающая деталь звёздного образа, вспомним хотя бы эксцентричную Леди Гагу. Звёздам подражают поклонники, среди которых есть и те, кто вовсе не нуждается в коррекции зрения. Для них многие бренды начали выпускать так называемые имиджевые очки в необычных оправах и с прозрачными линзами без диоптрий.

 

2010-е

 

Тренд на очки всё ещё актуален и подогревается многочисленным креативным классом. Очки в толстой роговой оправе, за которые раньше дразнили «ботаником», стали неотъемлемым атрибутом стиля хипстеров, многие из которых работают в сфере искусства, дизайна, массмедиа, IT, много времени проводят за компьютером и неразлучны с другими гаджетами, чтобы всегда «быть в теме». Для них и всех, кто круглосуточно онлайн, возникла острая необходимость в защите глаз от вредного сине-фиолетового излучения экранов различных гаджетов. Такая защита была найдена в 2013 году. Инновационные очковые линзы Crizal Prevencia за счёт особого выборочного фильтра способны блокировать вредную для сетчатки сине-фиолетовую часть синего спектра света, при этом пропуская необходимую для здоровья сине-голубую, которая оказывает влияние на все жизненные циклы организма, настроение и память. Подобные фильтры, blue-блокаторы, были распространены и до этого, однако они подавляли и полезный сине-голубой свет, что сказывалось на психологическом состоянии человека и могло привести к депрессии.

 

Очковым линзам уже более 3 тысяч лет, но только за последний век оптическая индустрия сделала огромный скачок вперёд. И в то время как технологии изготовления линз прогрессируют и появляются всё более совершенные способы коррекции зрения, мода на очковые оправы возвращается. Кто знает, возможно, скоро модники будут поголовно носить монокли или пенсне?