«Стражи Галактики. Часть 2»: дискотека восьмидесятых
Кинообозреватель Time Out — о фильме Marvel, который, на радость зрителям, имеет мало отношения к самой вселенной Marvel (а лучше бы совсем не имел).
Команда Стражей Галактики, развеселых космических наемников, убегает от очередного обманутого заказчика, армии инопланетян с золотыми лицами, которые гоняются за ними тучей боевых беспилотников. Главаря банды Питера Квилла (Крис Прэтт) находит его отец, человек-бог, человек-планета по имени Эго (Курт Рассел), который когда-то заделал землянке ребенка и свалил. Тем временем зеленая воительница Гамора (Зои Салдана) пытается решить семейные проблемы с синей сестрой Небулой (Карен Гиллан): они обе — дочки Таноса, генерального злодея во вселенной Marvel. Кроме них, разумеется, появляются и старые друзья: гуманоидный енот Ракета (в оригинале — Брэдли Купер), малюсенькое няшное одушевленное деревце Грут (Вин Дизель) и бестактный гигант Дракс (рестлер Дэйв Батиста).
Легко догадаться по количеству несуразных фантазмов в описании, что к сиквелу серия серьезней не стала и имеет, к счастью, очень мало отношения ко всяким «Мстителям» и прочим фильмам Marvel (во всяком случае, пока). Но и первая картина тоже кардинально отличалась от всего, что Marvel снимал ранее. Это было легчайшее произведение, фактически — высокобюджетный ситком о попаданце, который нашел друзей для космических приключений.
Ко второй части его превратили в иносказательную семейную трагикомедию, не менее, правда, смешную и скоморошную, чем до того. Особенно круто задуман Эго, этот космо-Зевс, одержимый надчеловеческими проблемами. Даже сына он находит вовсе не из-за кровных чувств. А для Квилла (то есть местного Геракла) самое страшное — это вовсе не Лернейская гидра. Кстати, здесь ее роль в самом начале исполняет гигантский межпланетный спрут излучающий какую-то опасную радугу. Главная угроза для инфантильного Звездного Лорда — это вернувшийся из ниоткуда отец, и этот факт отсылает, как ни парадоксально, к «Возвращению» Звягинцева.
Хотя, конечно, это не артхаусная драма, и по-прежнему кутерьма занимает больше всего времени. Каждую минуту в кадре — новое чудо: то Говард Утка, то вездесущее камео Стэна Ли, где он травит байки на каком-то астероиде, то планета, на которой одновременно в небе рассвет, закат и северное сияние. По разбитым космокораблям бегают и дерутся многочисленные персонажи, которые на всякий случай отличаются по цвету кожи — видимо, чтобы зритель их не перепутал. Это даже, наверное, в какой-то момент надоедает: любимый режиссером прием, когда под попсовую песенку герои динамично побеждают полчище безликих врагов, используется аж несколько раз.
Ганна освободили от разных глупых студийных обязательств, и он построил наивный и потому искренний кинопамятник восьмидесятым.
Но, что совершенно удивительно, с артхаусом «Стражи Галактики 2» имеют небольшое сходство: в этой картине очень много, собственно, автора и его видения, чего он там хочет снимать. Проще говоря, «Стражи» — это экранизация воображения ребенка, который родился где-нибудь в 1970-х, взрослел в 1980-х, а сейчас ему сорок с небольшим, он режиссер в большой студии и страшно скучает по детству. То есть Джеймс Ганн, конечно. И поэтому второй фильм подряд он навязчиво вставляет в саундтрек только попсу из тех времен, приглашает немножко поучаствовать Сильвестра Сталлоне и Дэвида Хассельхофа (он на экране натурально пару секунд). Ганна освободили от разных глупых студийных обязательств, и он построил наивный и потому искренний кинопамятник восьмидесятым. И эта авторская честность намного ценнее, чем увязанная вселенная, перчатки бесконечности, отсылочки для «знатоков кино» и прочая ерунда, сделанная по просьбе коммерческого отдела «Диснея».
Нет, то есть комиксы в фильме есть, но это зря. Зачем-то упоминаются факты, на которые вообще плевать людям без знаний в кучерявой серии «Стражей». Из ниоткуда появляются какие-то герои и даже целые их команды. Так, например, в историю наскоро вписали того же Сильвестра Сталлоне. Он окружен какими-то уродами, которые все вместе, как гласит Марвелопедия, — какие-то другие Стражи Галактики из других замшелых комиксов.
То есть, проще говоря, больше всего «Стражам Галактики» мешает тот факт, что они по несчастливой случайности основаны на непопулярной серии Marvel. Самое забавное, что эту всю мегаломанскую, на двадцать фильмов, комиксную вселенную «Стражи Галактики 2» побеждают так же ловко, как и герои фильма — своих антагонистов. А значит, кинокомиксы попросту губят сами себя, исторически обречены, и это доказывает, например, неожиданно взрослый и потому успешный «Логан». Но, на счастье студийных начальников, есть еще режиссеры, готовые отвечать за неповоротливую махину и даже двигать ее вперед. А хорошее кино остается хорошим, пусть даже по комиксам, пусть даже с участием говорящего енота.