Бизнес: Юля Прудько о том, как начать свое дело в России и где этому учат
Основательница PR-агентства June & July и креативный директор и сопродюсер образовательного проекта Headliner School Юля Прудько рассказала Time Out, о том, как она начала собственное дело и почему на это стоит решиться, даже если одолевают сомнения.
— С чего начался ваш бизнес?
— Он начался на удивления спонтатнно. Я ушла со стабильной и хорошо оплачиваемой работы – была PR-директором одного из ведущих российских дизайнеров – и вдруг осознала, что уволилась в никуда. Это меня здорово напугало и я начала работать как сумасшедшая, не особенно размышляя, сомневаясь и задумываясь над возможными сложностями. Это была ситуация, когда нужно было просто делать – без прогнозов и оценок. Я сняла офис, оборудовала в нем шоу-рум (планировала работать в основном в фешн сегменте), набрала команду, разработала сайт. Я почти не спала, просто потому что не могла – кто же спит, когда есть собственный офис и сотрудники – работать надо, строить планы и разбирать отчеты.
— Какие были первоначальные вложения? Как использовались эти средства?
— За время работы в качестве наемного сотрудника я скопила около 500-600 тысяч рублей – на отпуск, но в итоге никуда не поехала, а деньги потратила на первый месяц аренды, косметический ремонт и юридические услуги. Через три месяца проект вышел в ноль и стал приносить прибыль.
— Много времени прошло с момента старта до появления первых клиентов?
— Все-таки у меня уже были наработаны связи и контакты, поэтому клиенты стали появляться сразу. Но от плана работать только в моде пришлось быстро отказаться – клиенты приходили из самых разных областей, поэтому мы оперативно переориентировались и стали активно расширять кругозор. Тем не менее, мы никогда не брались за любого клиента. Я убеждена, что эффективно продвигать можно только те проекты, которые тебе искренне нравятся. Мы работаем на этой энергии восхищения достижениями других людей. Если бы не было такой личной составляющей, не думаю, что наши усилия принесли бы те же плоды.
— Что, на ваш взгляд, самое сложное в России для тех, у кого своё дело? Например, необходимость сталкиваться с откатами, взятками, чиновниками и прочими особенностями бизнеса по-русски.
— Скажу сейчас крамольную вещь. Предприниматель – дословно значит предприимчивый человек. А такие люди всегда делают наиболее оптимальные шаги для развития себя и своих проектов. Они могут договориться там, где другие отступают, могут завоевать доверие тех, кто не привык никому доверять, они умеют поворачивать обстоятельства в свою пользу. Те, кто этого делать не умеет, как правило громко сетует на то, что в России сложно строить бизнес, что нигде не пробиться, ничего без откатов не решить. Но, мне кажется, это в большинстве случаев попытка спрятать собственную некомпетентность за стеной обстоятельств. Те, кто хотят делать бизнес, делают его, не тратя энергию на рассуждения о несовершенствах госустройства и системы налогооблажения. На мой взгляд самое сложное сейчас для владельцев бизнеса – актуализировать свои знания и навыки. За последние 10 лет ритм жизни ускорился во много крат, тренды во всех областях меняются с ужасающей скоростью. И оставаться всегда на волне этих трендов – вот и правда серьезный челлендж, потому что ты не можешь позволить себе расслабиться и выпасть из ритма ни на один день.
— Какими навыками и знаниями сейчас должен обладать человек, чтобы вести свой бизнес?
—Главный навык любого, кто замыслил свой проект – умение собрать хорошую команду, а люди – главная инвестиция. Это тот велосипед, который я недавно для себя заново изобрела – раньше я брала на работу тех, кого я могла чему-то научить, сейчас беру тех, кто может научить меня. По сути предпринимателю не нужно уметь все делать самому и досконально разбираться во всех вопросах. Важно просто иметь актуальное видение своего проекта и иметь в голове структуру, которая дает четкие решения: если ты хочешь получить что-то, иногда оптимально просто попросить об этом правильного человека. Вот почему цена контакта порой во много раза выше любой другой инвестиции. Как основатель PR-агентства я знаю об этом не понаслышке.
— Вы стали креативным директором питерского образовательного проекта Headliner School, который вы запускаете в Москве. Чем вас привлек проект?
— Личный опыт успешных людей, которые в жизни добились больше, чем я, всегда вызывает у меня интерес. Я очень жду старта курса 17 мая и лекций спикеров, среди которых Татьяна Толстая, Айсель Трудел, Анатолий Комм, Илья Бачурин и многие другие известные и очень успешные персоны. Проект дает возможность получить быстрые (курс длится 5 недель) и очень концентрированные знания в сфере городского актуального предпринимательства и сразу же применить их на практике. Это огромное количество контактов и связей во всевозможных областях бизнеса, которые без проекта пришлось бы нарабатывать годами. А еще это уникальная возможность получить совет и поработать вместе с людьми, которые изнутри знают, как устроен бизнес в России.
— Будущие студенты должны прийти Headliner School уже с готовой идеей, которую им помогут реализовать?
— Не обязательно. Есть те, кто действительно приходит с идеей, а есть те, кто хочет все поменять и попробовать себя в новой сфере, например, поработать в крупной компании или известном журнале. С каждым учеником строится индивидуальная работа. С теми, кто пришел без конкретных мыслей сначала беседуют, чтобы выявить сферу интересов, определить вектор движения. Все ученики заканчивают курс с проектом, который уже работает. Причем начать его можно с нуля, без вложений, пользуясь только собственными силами и полезными знакомствами, приобретенными за время обучения в Headliner. Cамый большой плюс Headliner School в том, что в процессе обучения акцент делается не на программу курса и теоретические знания, а именно на человеческий фактор в области предпринимательства. Ничто не может вдохновить и мотивировать нас так, как истории окружающих выдающихся людей. И я искренне рада, что на данном этапе развития своего бизнеса у меня есть возможности общаться с этими людьми не просто в формате светских бесед, а перенимать их опыт, их ошибки, их победы в рамках лекций.