Метро как музей
Самый дешевый и самый большой музей города: всего 28 рублей — и сотни экспонатов можно рассматривать бесконечно. Конечно, чтобы отвлечься от трафика, с исследовательской целью лучше спускаться под землю в выходные — или в будни, но после десяти вечера.
Пещера с доисторическими тварями
Аммониты на «Курской», наутилусы на «Добрынинской»
Московское метро — настоящий палеонтологический музей. Здесь есть обитатели, возраст которых насчитывает несколько миллионов лет — это вовсе не бабушки-контролеры, а древние моллюски. Их можно встретить в любое время на станциях, стены и колонны которых отделаны полированным известняком или мрамором. В ожидании поезда весьма занятно выискивать древнейших морских жителей в облицовке, и для этого совсем не нужны лупа и микроскоп.
Самая насыщенная древней фауной станция — упомянутый «Парк Победы». Здесь окаменелостей не только больше всего, они еще и самые крупные — в мраморных плитах можно разглядеть аммонитов диаметром по полметра. На кольцевой окаменелости «живут» на девяти станциях.
В красном мраморе «Добрынинской» прячутся наутилусы, в желто-бежевом мраморе переходов на «Киевской» можно разглядеть фрагменты коралловых рифов, а самые интересные окаменелости «Таганской» придется рассматривать на четвереньках — они находятся в полу, возле скамеек и колонн. Всего же станций, в отделке которых найдена доисторическая живность, в метро Москвы насчитывается больше полусотни — полный список обнаруженных здесь диковин висит на www.paleometro.ru.
Сталинский ампир
Самоцветы и шедевры живописи из списка всемирного наследия
Две станции сталинских времен — «Кропоткинская» и «Маяковская» — включены в список ценнейших архитектурных объектов города. Обе построил трижды лауреат Сталинской премии Алексей Душкин, и именно сюда чаще всего приводят разные делегации. Полюбуемся на них и мы. «Кропоткинская» — жемчужина самой старой «красной» ветки, вскоре после запуска получившая гран-при на выставках в Париже и Брюсселе. Ее открыли в 1935-м, до середины 50-х она называлась «Дворец Советов» и была задумана как подземный вестибюль так и не построенного колоссального здания. Случайно или нет, но Душкин, когда делал проект, ориентировался на древнерусскую церковную архитектуру. Так при Лужкове станция неожиданно стала играть роль вестибюля храма Христа Спасителя, хотя сравнивать архитектурные достоинства двух сооружений мы не советуем. И напоследок о «Кропоткинской»: не верьте байкам, что в ее отделке использовались камни, оставшиеся от разрушенного большевиками дореволюционного ХХС. В ход при строительстве шел специально привезенный уральский мрамор.
Лежащая на «зеленой» ветке «Маяковская» тоже получила международные призы. Как и «Кропоткинская», она тоже устремлена из под земли в небеса — но совсем на другой лад. После недавней реставрации станция сияет, как будущее, построенное в стиле советского конструктивизма. Ослепительно блестящий декор ее изящных арок был сделан из нержавеющей стали на заводе «Дирижабльстрой», эскизы для мозаичных панно на потолке создал великий график Александр Дейнека . На фоне лазурного советского неба там проплывают аэропланы и парашютисты, и хотя в их компанию затесалась девушка с веслом, людей на «Маяковской» одолевает впечатление, что они летят на гигантском цеппелине в коммунистическое будущее. В 2005 году на «Маяковской» открыли новый вестибюль. Его авторы органично вписали в новодельные мозаики цитаты из Маяковского — самого «небесного» советского поэта.
Многоликий Душкин спроектировал и сумрачный подземный Диснейленд. Станция «Площадь Революции» открылась в 1938 году в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская». В нишах-арках здесь установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей — 18 образов повторяются четырежды, еще 2 — дважды. Прохожие развлекаются с этими согнувшимися в полупоклоне куклами работы скульптора Манизера, как дети. У революционного матроса периодически прут револьвер — оружие пропадает 3-4 раза в год. Другой скульптуре все время красят ногти ярким лаком, а студенты больше всего любят группу «Пограничник с собакой». Поверье гласит, что если потереть нос собаки, экзамен будет сдан успешно. Блестящий, как хорошо начищенный самовар, нос — еще один повод для веселья для пассажиров, хотя тускло подсвеченная «Площадь Революции» радостного впечатления в целом не производит.
Другой топ-аттракцион советских времен — сокровища Кольцевой линии. Ее строили уже после войны, и станции, символизирующие победу, отличаются особенной роскошью. На «Новослободской» стоит обратить внимание на многоцветные витражи, выполненные латвийскими мастерами по эскизам Павла Корина. Авторству этого знаменитого живописца принадлежит расположенное в торце зала панно «Мир во всем мире». На нем изображена женщина с ребенком, протягивающим руки к солнцу. Раньше вместо солнца был портрет Сталина, но его убрал при Хрущеве сам Корин. Еще одну правку Никита Сергеевич внес от себя лично: женщину, изображенную босиком, он велел обуть в сандалии — чтобы, значит, не думали, что у нас в СССР обуви не хватает. Когда Хрущев слетел, женщину «разули» обратно.
Еще один шедевр Корина — «Комсомольская-кольцевая». Ее потолок украшен восемью панно из смальты и самоцветов, выполненных в технике античной и византийской мозаики. Панно посвящены борьбе русского народа за независимость: на них можно найти портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Два панно со Сталиным («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени») были заменены на выступление Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни. Говорят, что с одного из них Сталин лично распорядился убрать себя еще до сдачи станции, а второе зачистили уже после развенчания культа. Тогда же было «снято» пенсне с изображения Берии, так что образ палача перестал быть узнаваемым. Все эту работу, по уверениям сотрудников Музея метро, делал сам автор с помощниками.
Лужковский ренессанс
Рекордная смета и архитекторы-итальянцы
Станции, введенные в эксплуатацию при Хрущеве и Брежневе, строили обычно по типовым проектам — в народе эти аскетичные, облицованные кафелем платформы прозвали «сороконожками». Зато в наше время средства, как во времена СССР, потекли под землю рекой. Построенный под Кутузовским проспектом «Парк Победы» – самая глубокая станция в Москве, ее нижняя точка находится на глубине 97 метров от поверхности. Здесь же и самые длинные в городе эскалаторы — 126 метров. У «Парка Победы» два зала и четыре пути — здесь должны пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово, но пока строительство хорды заморожено. В отделке впервые за много лет в больших количествах использовались натуральный мрамор и гранит. «Парк Победы» вошел в историю как самый дорогой проект московского метрополитена. А где большая смета, там и Зураб Церетели, который сделал для станции два панно на темы Отечественной войны 1812 года.
Одной из новых станций со своим лицом москвичи называют «Сретенский бульвар», открытый в декабре 2007 года. Станция получилась истинно московская: темой оформления стали достопримечательности Бульварного кольца. Художник Иван Лубенников с помощью оригинальной технологии создал 24 композиции, на которых можно узнать памятник Пушкину, Меншикову башню и даже здание ЛУКойла, а заодно почитать цитаты из русских классиков. Композиции изготовлены из травленого черного металла с полировкой и прокраской и напоминают фотографии, отпечатанные на стальных листах. В такой технике наше метро еще не оформляли.
Порадоваться, что время безликой подземной архитектуры ушло в историю, можно и на «Римской», которая привлекает внимание не только своим величественным названием, но и композицией «Фонтан» в торце платформы, с колоннами и младенцами-основателями «вечного города» Ромулом и Ремом. Это единственный в московском метро действующий фонтан, проектировать оформление помещения помогали итальянские архитекторы.
А вот открытая в начале 2008 года станция «Строгино» странным образом похожа на станцию «Аламеда» в Валенсии. Правда, наши архитекторы вроде бы разработали проект еще в 80-х, и можно успокаивать себя тем, что это «не мы у них украли шубу, а они у нас».
Музеи на колесах
Военная история и акварели Русского музея
Метро замечательно не только своей недвижимостью. Здесь ходят особые поезда с собственными именами и регалиями. Эта традиция пришла под землю с железной дороги. Самый первый именной состав был пущен еще в 1938 году на Горьковско-Замоскворецкой линии, и, разумеется, назывался «Иосиф Сталин». Фишкой этого поезда только и были портреты Сталина на головных вагонах. Современные именные поезда, курсирующие в подземке в количестве пяти штук, отличаются индивидуальным оформлением и отсутствием традиционной рекламы. Ходят они по особому графику — его можно посмотреть на сайте www.mosmetro.ru.
По Замоскворецкой линии стучит колесами самый старый из ныне действующих именных составов. «Народный ополченец» попал на «зеленую» ветку еще в 1989 году. Поезд посвящён ветеранам Великой отечественной войны, работавшим в метро и на Метрострое. Раньше он отличался только надписью, но в 2006 году его украсили плакатами, рассказывающими об участии Народного ополчения в битвах под Москвой и об истории метро в военное время.
Еще один «военный» состав — «Курская дуга» — прописан на Сокольнической линии. Его запустили в 2003 году в честь 60-летия Курской битвы, и посвящен он бронепоезду «Московский метрополитен», построенному на пожертвования работников метро. Внешне именной поезд отличается только надписями на головных вагонах, а внутри расклеены материалы об истории героического бронепоезда.
По той же Сокольнической ветке ходит «Красная стрела» с надписью «75 лет», пущенный в честь юбилея знаменитого экспресса Москва-Питер. Состав был оформлен по заказу ОАО «РЖД»: вагоны выкрашены в фирменный красный цвет с желтой полосой, внутри вагонов красные сидения и желтые поручни, в пути можно почитать материалы о поезде-первоисточнике. Вот только чай в подстаканниках, к сожалению, не предлагают.
По Кольцевой линии ходит самый «интеллектуальный» поезд «Читающая Москва». Снаружи он не слишком примечателен, но внутри каждый вагон оформлен своим цветом, а на стенах и потолках расклеены цитаты из известных литературных произведений и иллюстрации к ним. Первый вагон посвящен русскому народному творчеству, остальные — классикам отечественной и зарубежной литературы.
Самый яркий именной состав достался Арбатско-Покровской линии — это «Акварель». Снаружи он разрисован цветами: пионами, хризантемами, ромашками и подсолнухами. В вагонах с одной стороны убрана часть сидений и организовано выставочное пространство. Обычно поезд-галерея катает вместе с гражданами репродукции работ городских художественных музеев, но недавно здесь появились экспозиция из собрания музея-панорамы «Бородинская битва».
Метро как арт-пространство
Фоторепортажи, свадьба и поминки по Пригову
В посткоммунистические времена метро стало еще и временной арт-площадкой для деятелей современного искусства. На станции «Деловой центр» вдоль пешеходного балкона экспонируются фотографии столичных и не очень фотохудожников — это пространство так и назвали «Галерея Метро». Сейчас там проходит выставка «Молодые и знаменитые», где можно увидеть портреты Эйзенштейна, Гагарина и Парфенова в молодости.
Другая популярная тема — перформансы, где главным действующим лицом и одновременно зрителем становится рядовой пассажир метро. У нас эту тему активно начали развивать художники Валера и Наташа Черкашины, которые в начале 90-х провели под землей несколько акций, например, «Субботник» и «Подземная свадьба». А в 2003 году на станции «Парк Победы» штаб Гарри Каспарова устроил турнир по «живым шахматам» — фигурами были одетые в черное и белое люди, а клетчатый пол стал шахматной доской. В 2007 арт-группа «Война» (Профсоюз уличного искусства) устроила акцию «ПИР», посвященную памяти поэта, художника и скульптора Дмитрия Пригова: в последнем вагоне поезда на Кольцевой активисты накрыли столы украденными из супермаркетов продуктами и устроили натуральные поминки. Больших препятствий со стороны милиции «массовики-затейники» обычно не встречают. Так что можете придумывать свою идею — и вперед, под землю.