Кладбища Москвы: зачем и ради кого туда ходить, если вы еще живы

Кладбища Москвы: зачем и ради кого туда ходить, если вы еще живы

  22 мая 2017
1 мин

Туристы и горожане приходят на парижское кладбище Пер-Лашез к могилам Марселя Пруста и Джима Моррисона, Миланское Монументальное кладбище считается одной из лучших экспозиций архитектурной мысли, а Лычаковское кладбище во Львове включено во все путеводители по городу. Time Out обратился к очень внутреннему туризму и рассказывает о московских кладбищах, на которых стоит побывать хотя бы однажды еще при жизни.

\"\"

Донское кладбище

4/5

Донское кладбище поделено на Старое и Новое. Хотя оба имеют одно и то же название, у них два разных входа и разное время работы (попасть с одного кладбища на другое невозможно). Старое — дворянский и купеческий некрополь, расположившийся у стен Донского монастыря, существует с конца XVI века. Это настоящий музей под открытым небом (кстати, именно здесь хранятся горельефы со стен взорванного Храма Христа Спасителя). Новое, примыкающее к южной стене монастыря, было открыто в начале XX века, и в 1927 году здесь начал работу первый московский крематорий с колумбарием. На Новом кладбище покоятся не только знаменитые и обеспеченные москвичи: здесь находятся три братские могилы жертв политических репрессий 1930-1950-х годов. По словам историков, грузовики привозили сюда тела расстрелянных в том числе из Лефортова и с Лубянки, и каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких, с полным правом может установить у братской могилы именную табличку.

История: Когда именно на территории монастыря начали хоронить людей, неизвестно, однако после городской реформы Екатерины II, запрещающей погребение на территории города, многие представители известных династий устремились в Донской и Новодевичий, чтобы обеспечить себе место последнего упокоения на их земле (на тот момент монастыри находились за чертой Москвы). На Старом Донском кладбище можно найти усыпальницы таких аристократических фамилий, как князья Голицыны, Нарышкины, Багратионы. 29 захоронений некрополя имеют статус объектов культурного наследия. Новое Донское кладбище появилось из-за переполнения монастырского некрополя в начале XX века. До революции здесь хоронили чиновников, профессоров, а также участников Первой мировой войны.

Знаменитости: Старое Донское: декабристы Нарышкин и Свистунов, Пётр Чаадаев, Михаил Херасков, Александр Сумароков, Владимир Одоевский, Александр Солженицын, архитектор Осип Бове. В начале XXI века сюда был перенесён прах крупных деятелей белого движения, скончавшихся в эмиграции, в числе которых, например, Антон Деникин и Иван Ильин. Новое Донское: Фаина Раневская, Майя Кристалинская, Николай Эрдман, Дмитрий Пригов. В Общей могиле № 1 невостребованных прахов (жертв политических репрессий) упокоились Всеволод Мейерхольд, Исаак Бабель и Михаил Тухачевский.

Случаи из жизни и смерти: На Старом кладбище внимание посетителей притягивает ничем не примечательная могила Дарьи Салтыковой, помещицы-душегубки, замучившей до смерти около 140 крестьян (в основном — молодых девушек, а также несколько детей). По всей империи ходил слух, что Салтыкова не только убивала крестьян, но и употребляла в пищу их мясо — возможно, именно поэтому обелиск «московской леди Батори» напоминает по форме загнанный в землю осиновый кол. На ее надгробии нет выгравированных надписей, однако из года в год кто-то обновляет написанное черным фломастером слово «Салтычиха». Существует версия, что эта могила принадлежит кому-то другому, а истинная Салтычиха погребена чуть поодаль, рядом с сыном. На Новом кладбище можно отыскать бюст мужчины средних лет без каких-либо надписей и опознавательных знаков. Если верить городской легенде, то в этой могиле упокоился шпион Олег Пеньковский — самый надежный осведомитель британской разведки в Советском союзе, после разоблачения был расстрелян. Родственники смогли вымолить разрешение на похороны Пеньковского на территории Москвы, но им было поставлено категоричное условие: на могиле не появится никаких опознавательных знаков, идентифицирующих место захоронения «предателя Родины».