Аромат и сладость: как принято пить чай в России
Чай играет огромную роль в жизни Россиян, и, несмотря на высокую конкуренцию среди напитков, остается на вершине популярности уже несколько веков.
Россия стала одной из первых Европейских стран, в которой по достоинству оценили вкус и свойства китайского чая. В XVI веке торговцы, дипломаты и путешественники привозили сюда небольшие партии высушенного чайного листа в качестве подарков и сувениров.
Моду на китайский чай ввел царь Михаил Федорович Романов. После очередной экспедиции на Восток казаки-землепроходцы привезли ему целый мешок “лечебного напитка”. Чай пришелся царю по вкусу, и вскоре было подписано соглашение о регулярных поставках. В эту эпоху чай покинул пределы царского двора и стал доступным более широкому кругу людей, но при этом оставался дорогим напитком. На московских рынках можно было найти до 10 различных сортов чая, но позволить его себе могли только бояре, дворяне и купцы.
Постепенно, кроме китайского, на российском рынке появились индийские и цейлонские чаи, и к XIX веку напиток, наконец, распространился повсеместно и стал “народным”. Мещане, разночинцы, крестьяне и рабочие, привыкшие к морсам, сбитню и мёду, стали на свой манер подслащать и ароматизировать диковинный горьковатый напиток. В ход шло варенье, сахар, мед, сушеные фрукты, цветы и ароматные травы.
Русское чаепитие в корне отличается от европейского и восточного. Англичане пьют чай в торжественной обстановке, японцы – следуя строгому ритуалу, китайцы – в полной тишине. Чай в России – это долгие посиделки в кругу семьи и друзей, задушевные разговоры, веселый смех и непременно – угощения: сладкая выпечка, конфеты, варенье, бутерброды и сахар вприкуску. Точно таким же, расслабленным и домашним, мы видим русское чаепитие на знаменитых картинах “Купчиха за чаем”, “Чаепитие в Мытищах”, “Новые хозяева”. А вот внешняя сторона процесса претерпела за два столетия существенные изменения.
В XX веке в России изменился способ заваривания чая. Если раньше 25 грамм сухого листа заваривали в литре воды и не разбавляли, то в советский период заварку стали доливать кипятком по несколько раз. Из обихода постепенно ушел самовар, купеческая манера пить горячий напиток из блюдца тоже канула в лету. Традиция держать для гостей фарфоровый сервиз утратила актуальность, как и манера заведений общепита подавать чай в граненых стаканах с металлическими подстаканниками.
В конце XX века на Российский рынок пришли международные чайные компании. Ровно 25 лет назад в отечественных магазинах появился Lipton – чай из высококачественных чайных листьев, собранных на лучших плантациях мира. При сборе используют только два верхних листочка с чайного куста – в них содержится на 30% больше танина и эфирных масел, а помимо этого – огромное количество витаминов и микроэлементов. Собирают их исключительно вручную, чтобы не нарушить целостность и структуру листа. Lipton контролирует процесс производства напитка на каждом этапе: от выращивания до купажирования и фасовки, сохраняя высокое качество и любимый вкус десятилетиями.
В широком ассортименте чая Lipton можно подобрать линейку под любое настроение: это и классический Lipton Yellow Label, вкус которого остается неизменным многие десятилетия, и изысканные бленды Lipton Green Tea из нежных молодых листочков, и экзотические купажи Lipton Discovery Collection, и яркие вкусы Lipton Пирамидок с кусочками ягод и фруктов.
Каждая чашка чая Lipton – это глоток приятных эмоций, возможность посвятить минутку-другую общению с близкими и насладиться моментом. Это возможность открыться тому, что действительно важно.