Плачь, плачь: 12 песен девичьей печали к московскому концерту Луны
Сегодня, 1 июня, в клубе Gipsy выступит украинка Луна — главная русскоязычная певица девичьей печали сегодняшнего дня. Time Out выбрал 12 печальных песен о трудных романтических отношениях в диапазоне от поп-баллад до мадригалов эпохи Возрождения, которыми можно заменить перманентное прослушивание песни «Мальчик, ты снег».
Лана Дель Рей — «Video Games»
Песни Ланы Дель Рей могли бы почти целиком оккупировать этот список, но все же именно «Video Games» стала для певицы проводником в мир бешеного успеха. Это печальная баллада о девушке, которая хочет воплощения своих идей о романтике, но любимый вместо этого все чаще играет в видеоигры. Церковные колокола, арфы и отрешенно мечтательный вокал делают песню похожей то ли на молитву о рае на земле, то ли на заупокойную по неудавшимся отношениям.
Настя Полева — «Танец на цыпочках»
Настя Полева родилась в 1961 году в Первоуральске Свердловской области. Какое-то время она выступала в составе группы «Наутилус Помпилиус», а потом сколотила собственную — «Настя». Сначала тексты песен для нее писал поэт, переводчик и автор «Наутилуса» Илья Кормильцев, позже — его брат Евгений, но «Танцы на цыпочках» — это уже один из первых опытов Полевой в самостоятельном создании стихов для своей музыки. Образ девушки невысокого роста, которой приходится вставать на цыпочки, чтобы любимый ее заметил, можно воспринимать и прямолинейно, но вернее будет — метафорически.
No Doubt — «Don’t Speak»
Во второй половине 1990-х и, пожалуй, еще в начале 2000-х «Don’t Speak» была одной из главных песен о расставании. Тогда еще вокалистка No Doubt Гвен Стефани написала искреннюю балладу о разрыве своих семилетних отношений с другим участником группы — басистом Тони Канэлом — и спела ее так пронзительно, что особо впечатлительные непременно пускают под нее слезу.
Warpaint — «Billie Holiday»
«Billie Holiday» — наполовину ода легенде блюза Билли Холидей, наполовину реверанс хиту 1960-х «My Guy» соул-исполнительницы Мэри Уэллс, из которой калифорнийские рокерши Warpaint взяли часть текста. Итог — умеренно печальная задумчивая песня о нерушимой верности.
Келела — «A Message»
«A Message» — рефлексия адептки тягучего альтернативного R’n’B Келелы о разрыве отношений, основанная на реальных событиях. Трек был записан вместе с музыкантом и продюсером венесуэльского происхождения Arca, работавшим с FKA Twigs и Бьорк.
Татьяна Буланова — «Не плачь»
Надрывная песня 1991 года и один из главных караоке-шлягеров, просто созданный, чтобы пить под него водку в самых тяжелых ситуациях. Как говорится, в случае необходимости — разбить стекло.
Plastiscines — «I Am Down»
Простенькая, но ладная поп-рок-баллада французского квартета Plastiscines с электроакустической гитарой и эмоциональным вокалом в главных ролях рассказывает о запутанном любовном треугольнике и нежелании делить объект своей любви с кем-то еще.
Клаудио Монтеверди — «Lamento della Ninfa» («Плач нимфы»)
Один из важнейших композиторов итальянского барокко Клаудио Монтеверди написал этот мадригал (то есть небольшую многоголосную вокальную пьесу) вместе с флорентийским поэтом и либреттистом Оттавио Ринуччини. Сначала хор мужских голосов вводит слушателя в ситуацию, потом он вторит партии главной героини, а затем завершает ее. Главная героиня — нимфа, которой изменил возлюбленный — жалуется на предателя богу любви Амуру и клянет удачливую соперницу и охладевшее сердце изменника.
Бонни Рэйтт — «I Can’t Make You Love Me»
Авторы «I Can’t Make You Love Me» Майк Рэйд и Аллен Шамблин задумывали песню как кантри-трек с быстрым ритмом, но поняли, что замедленный вариант звучит глубже и насыщеннее. Из трех потенциальных исполнителей они выбрали талантливую гитаристку и вокалистку с мягким, но сильным голосом Бонни Рэйтт, дополнили ее партию фортепиано и еле заметной перкуссией и получили на выходе квинтэссенцию элегантной грусти. Кстати, в основе трека лежит история не женщины, а мужчины, который считал, что не может заставить свою девушку себя полюбить.
Эми Уайнхаус — «Love Is A Losing Game»
Еще одна песня элегантной грусти, на этот раз от рано ушедшей музыкальной легенды 2000-х. Уайнхаус готовит своего слушателя к неизбежному: любовь — это заведомо проигрышное мероприятие.
Гвен Стефани — «4 in the Morning»
Покинув No Doubt, Гвен Стефани не растеряла способности писать душещипательные песни о трудностях романтических отношений. В этот раз — про ссоры, неудовлетворенность и страх все потерять.
The Greenhornes и Холли Голайтли — «There Is an End»
Песня британской певицы, названной в честь героини «Завтрака у Тиффани», и американской блюз-рок-группы The Greenhornes, пожалуй, идеальна для стадии принятия: если следовать тексту песни, любой сезон, будь то весна, зима или любовь, неизбежно должен закончиться.