Бомж-ситуационист и вдова-дадаистка: разбираем 12 манифестов Кейт Бланшетт
21 августа в кинотеатре «Космос» ArtPokaz показал картину Джулиана Розефельдта «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли. Если вы все еще под впечатлением — то есть не понимаете, что вы увидели, Time Out рассказывает, что все это значит.
Бомж и ситуационизм
Что мы видим
По запущенным индустриальным окраинам куда-то плетется бомж. Карабкаясь по лестницам, крышам и мостам, он голосом заправского алкоголика из подмосковной электрички выкрикивает что-то о революции, кризисе буржуазии, несостоятельности капиталов. В общем, перед нами социально-ответственный юродивый.
Цитата
«Общий кризис капитализма отражается в его культуре. Экономическая и политическая машина буржуазии находятся в упадке. Ее философия литература и искусство обанкротились».
Что все это значит
Как вы догадались, бездомный в исполнении Кейт Бланшетт зачитывает художественный манифест. Сразу оговоримся — и в этой, и в последующих сценах Розефельдт использует не конкретный текст в чистом виде, а компиляцию из нескольких. В этой сцене, посвященной философии ситуационистов, за главного — лидер движения Ги Дебор и его манифест 1960 года. Ситуационизм возник в 1957-м, отпочковавшись от троцкизма. Отсюда призывы к социальной и культурной революции. Манифест Ги Дебора стал предтечей его знаменитого труда «Общество спектакля», в котором француз жестко критикует капитализм и усиление роли СМИ и развлечений в жизни человека (как мы видим, бомжу-ситуационисту в новелле Розенфельдта не очень-то весело). Ситуационисты оказали сильное влияние на студенческие протесты 1968 года, соперничая с марксистской и маоисткой идеологией.