Бомж-ситуационист и вдова-дадаистка: разбираем 12 манифестов Кейт Бланшетт
21 августа в кинотеатре «Космос» ArtPokaz показал картину Джулиана Розефельдта «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли. Если вы все еще под впечатлением — то есть не понимаете, что вы увидели, Time Out рассказывает, что все это значит.
Панки и стридентизм
Что мы видим
Из благополучного американского пригорода мы переносимся в злачное местечко — гримерки британского панк-клуба. Кругом — пустые банки из-под пива, обжимающиеся парочки, дорожки запрещенных средств, — в общем, звенящая маргинальщина. Панкующая героиня Кейт Бланшетт пьяна и ей хочется поболтать. Она заводит тираду о логике, реальности мысли и — какой сюрприз — прощании с прошлым. Но бедняжку никто не слушает.
Цитата
«Прошлое мы оставляем позади, как падаль. Будущее отдаем на съедение хиромантам. Сегодняшний день мы берем себе».
Что все это значит
В этой сценке Розефельдт смешал сразу несколько движений: стридентизм мексиканского арт-критика Мануэля Арсе и креасьонизм левого чилийского поэта Висенте Уидобро. Арсе опубликовал свой манифест в 1921 году. Смешав положения уже знакомых нам дадаизма и футуризма с философией мексиканской революции, он, по сути дела, выдал не самую свежую мысль: надо жить сегодняшним днем. Креасьонизм, описанный Уидобро в манифесте 1912 года, — течение литературное. Поэты должны не ориентировать на реальный мир, а напротив, придумывать то, что в действительности не может существовать. Оба течения в философских кругах считаются маргинальными и малозначительными — недаром героиню Бланшетт никто не слушает.