Бомж-ситуационист и вдова-дадаистка: разбираем 12 манифестов Кейт Бланшетт
21 августа в кинотеатре «Космос» ArtPokaz показал картину Джулиана Розефельдта «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли. Если вы все еще под впечатлением — то есть не понимаете, что вы увидели, Time Out рассказывает, что все это значит.
Хореограф и флюксус
Что мы видим
Переносимся в театр — харизматичная дамочка-хореограф ставит сложный танцевальный номер, напоминающий кордебалет на подтанцовке у Леди Гаги. Но вместо практических указаний выкрикивает с немецким акцентом что-то про то, что искусство должно быть понятным даже дурачку.
Цитата
«Очистим мир от интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры! Поддержим реальность без искусства, понятную всем народам! Не только критикам, но и дилетантам, и профессионалам».
Что все это значит
Настал черед флюксус — международного арт-движения 1950–60-х годов, куда входили художники Йоко Оно, Йозеф Бойс и Нам Джун Пайк, композитор Джон Кейдж и другие знаменитости. Главный принцип флюксуса — спонтанность. Поэтому любимые жанры его сторонников — хэппенинги, перформансы, уличные акции и театрализованные проекты. Среди прочего, Бланшетт зачитывает манифест хореографа Ивонны Райдер 1965 года, когда флюксус клонился к закату. Называется текст «Не манифест». Суть сводится к отрицанию клише: «Нет зрелищности, нет гламуру, нет эксцентричности» и так далее. Ведь наличие клише делают невозможной спонтанность.