Бомж-ситуационист и вдова-дадаистка: разбираем 12 манифестов Кейт Бланшетт
21 августа в кинотеатре «Космос» ArtPokaz показал картину Джулиана Розефельдта «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли. Если вы все еще под впечатлением — то есть не понимаете, что вы увидели, Time Out рассказывает, что все это значит.
Учительница и кино
Что мы видим
Наше познавательное путешествие по истории искусства ХХ века иронично заканчивается в начальной школе. «Камера должна быть ручной», — говорит учитель Бланшетт одному первоклашке. «Оптические фильтры запрещены», — объясняет другому. «Фамилия режиссера не должна присутствовать в титрах», — наставляет третьего. А затем приводит бедолагам цитату из Жан-Люка Годара: «Не важно, откуда ты что-то берешь, важно, куда ты это привносишь».
Цитата
«Ничто не оригинально. Вы можете красть все, что находит отклик в вашем вдохновении и питает ваше воображение».
Что все это значит
Джулиан Розефельдт завершает свой фильм постулатами кинематографистов. Довольно логично, правда? В центре урока Бланшетт — выдержки из текстов пионера американского экспериментального кино Стэна Брэкиджа, щедро сдобренные высказываниями Вернера Херцога, Джима Джармуша и Ларса фон Триера. В центре идеологии Брэкиджа — отказ от сюжетности и эффект коллажа (отсюда учительское напутствие красть без стеснения). А завершается новелла одним из постулатов «Догмы 95», составленной Ларсом фон Триером в 1995 году: «Клянусь воздерживаться от проявления личного вкуса. Я больше не художник». Неужели искусство наконец-то освободилось от диктата идей и концепций?