Владимир Долгий-Рапопорт
В 2013 году Владимир Долгий-Рапопорт обнаружил, что в Москве нет футбольной секции, куда он был бы готов отдать своих детей. Тогда вместе с другом Александром Борзенко он решил создать собственную секцию. Позже она превратилась в академию футбола #TagSport, а потом к ней добавились женская футбольная школа GirlPower и собственная школа тренеров. Долгий-Рапопорт рассказал Time Out о том, почему в России почти нет хороших футбольных тренеров, мальчики должны играть с девочками и как футбол меняет детей к лучшему.
О появлении #TagSport
Я хотел, чтобы у моих детей было спокойное место, где они смогут просто научиться базовым вещам и чувствовать себя комфортно, играя во дворе, в школе. Я не хотел отдавать их в места, где из них сразу начнут делать футболистов. Тогда я тесно общался и с ЦСКА, и со «Спартаком», и понимал, что происходит в их академии. Изучив ситуацию, я понял, что ЦСКА и «Спартак» — это еще хоть как-то осмысленно, потому что они готовят футболистов, а все районные секции — это какой-то ад и ужас.
Потом я встретил Аллу Филину, а она в отличие от меня профессиональный лицензированный тренер, и при этом она не из футбольной среды. Она получила лицензию по тем же мотивациям, по которым я сделал секцию. У нее более академичный подход: она не сразу что-то делает, она сначала изучает. Вот уже четыре с лишним года мы вместе делаем #TagSport и три с лишним — GirlPower.
О главных сложностях в #TagSport
Аренда полей — главная сложность, с которой мы все время сталкиваемся. Это дорого, это недоступно, это не позволяет нам быстро масштабироваться. Мы долгое время тренировались на Таганке, а потом в силу непростых обстоятельств были вынуждены оттуда уйти и перешли в Лужники, где счастливо существуем уже два или три года. Это не единственная проблема, но большая.
Настоящая сложность — это тренеры, потому что в России нет школы тренеров. Люди, которые приходят к нам хоть с тренерской корочкой, хоть без нее, не соответствуют нашим представлениям об идеале до такой степени, что в сентябре прошлого года мы открыли собственную школу тренеров. К нам записалось 40 человек, из которых мы отобрали 15, из которых 8 получили работу. Все эти 8 впоследствии прошли обучение в РФС на наш счет. По сути РФС не занимается обучением, просто у них лицензирование проходит в форме обучения. В том числе, потому что у нас нет мест, где учат, иначе бы они просто экзамен проводили. Нет качественных тренерских курсов. Во всяком случае мы о них не знаем. И это глобальная проблема всего российского футбола.
Как большинство людей становятся тренерами? Вы приходите в футбольную академию, там из вас пытаются сделать футболиста, когда к 16 годам не получается, вы оказываетесь на улице, ничего кроме футбола не умеете, ничего особо не знаете. Тогда люди идут в футбольные тренеры, получают лицензию и тренируют ровно так, как тренировали их.
В академиях профессиональных футбольных клубов есть задача отсеять большинство, и получить двух-трех звезд. Не важно, правильная это задача или неправильная, но они ее решают, давая максимальные физические и психологические нагрузки. Прошедшие через это, считают, что только так и можно тренировать.
Когда мы говорим про любительский уровень, то единственная задача — сделать так, чтобы ребенок любил то, чем он занимается. В России по оценкам Минспорта футболом занимаются 400 с лишним тысяч детей. По независимым оценкам, эту цифру можно увеличить в два раза, то есть под миллион. Эти дети не станут футболистами, им это не нужно, и большинство из них не хотят стать футболистами.
О женском футболе
Сначала это было мое интуитивное решение, а потом выяснилось, что это правило УЕФА, что до 12 лет футбол должен быть смешанным. Единственный способ развивать женский футбол в стране — это делать так, чтобы девочки и мальчики тренировались вместе и чтобы девочки играли друг с другом и против мальчиков. А мальчики в этот момент начинают играть немного умнее, чем обычно. То есть, когда против них играют девочки, они стараются играть аккуратнее и так далее. И это тоже важная вещь. В Европе все так играют.
Мы обсуждали какие-то вещи, и кто-то сказал в шутку, взяв нас на слабо, что вот детей вы учите, а мам нет. И мы сказали: «Окей, следующая тренировка в среду в 9 часов вечера. Ждем». На первую тренировку пришло 12 девочек. Через пару месяцев их было уже 50. Сейчас это порядка 200 девочек, которые тренируются каждая в своем режиме. Мы создали 4 любительских команды, которые участвуют в турнирах и ездят на сборы. При этом вы можете прийти на тренировку с совершенно нулевым уровнем и вам будет комфортно, вам не придется играть с теми, кто занимается уже два года.
Женского футбола в России не существует. 8 команд играет в российской премьер-лиге, это очень мало. Любительского женского футбола тоже не то, чтобы существует. Он только развивается. Это хорошо, это позволяет нам влиять на то, как он развивается. Мы работаем в тесной связке с ФИФА, УЕФА, РФС. Проблема женского футбола в том, что он считается незрелищным. И это правда так. Физически женщина отличается от мужчины, и нет вида спорта, в котором женщина бы системно превзошла мужчину. Индивидуально — да, женщина может быть сильнее мужчины, но системно такого не может быть, потому что разное строение тела, и это окей. При этом женский теннис — зрелищный, потому что там маленькая площадки, и скорости не сильно отличаются от мужских. То есть они отличаются, но это не так заметно. В футболе 100-метровое поле, и разница в беге на 10 метров между мужчиной и жунщиной будет незначительная, а на 100 метров — уже значительная.
Но не это главная проблема женского футбола в России, главная проблема женского футбола в России в том, что все, включая женщин, считают, что футбол должен быть мужским. Вот с этим мы работаем.
Футбол придумали мужчины в Англии, но они придумали его не только для мужчин, но и для женщин тоже. Это было в конце-середине XIX века. Играли и мужчины, и женщины, пусть они и играли отдельно. Потом пришел XX век и войны. Англичане ушли на войну, и играть в футбол стало некому. А женщины не ушли на войну и продолжали играть в футбол. Так как развлечений было немного, на них стали ходить. И когда мужчины вернулись с войны, оказалось, что женские стадионы собирают толпы, а мужской футбол – нет, и им надо снова завоевывать популярность. Они нашли изящное решение проблемы — просто сказали, что женский профессиональный футбол будет запрещен, потому что это слишком грубая игра для женщин. И на 50 лет — с 1921-го по 1971-й — был запрещен футбол. А так как все копировали модель с английского футбола, то у всех не было женского футбола. Кроме американцев, у которых 48% играющих — это женщины, и это очень много. И футбол был мужской, мужской, мужской. В том числе поэтому в футболе нет ни одного действующего открытого гомосексуального игрока. Хотя очевидно, что он есть. Почему так? Потому что это дико гомофобная и дико консервативная среда. Только-только разобрались с расизмом, и геям придется подождать. Хотя это произойдет вот-вот, буквально вот-вот кто-то из звезд сделает каминаут. Мы все надеемся на Рональду. Серьезно. Было бы круто.
Бизнес
На самом деле инвестиции в женский футбол — это бизнес, особенно в любительский футбол. В мире 2 миллиарда людей так или иначе увлекаются футболом, то есть покупают футбольную экипировку, мячи, арендуют поля и так далее. В разных странах соотношение разное, но в целом по миру 90% этих людей — мужчины. То есть, если вы производитель экипировки, то для того, чтобы отжать мужскую аудиторию, вам надо воевать с adidas и с Nike, и это безумно дорого. И adidas с Nike воевать друг с другом тоже дорого. А для того, чтобы увеличить в два раза свою аудиторию, или не в два раза, а на какие-то значимые проценты, у вас не будет другого шанса. Но есть очень просто способ – привлечь женщин. Они не играют в футбол, не увлекаются им и так далее, потому что не знают, что это круто. Давайте их научим, они будут покупать. Женщины вообще покупают лучше, чем мужчины. История развивалась очень смешно. Если вы помните, раньше были только отдельно женские магазины и отдельно мужские магазины, но потом производители сообразили, что покупают не мужчины, у которых как бы деньги есть, а покупают женщины, и мужские и женские отделы стали объединять. А дальше случилось вот что: спорт считался мужским, но постепенно женщины стали захватывать. Сначала они захватили качалки. Раньше они были качалки, а потом стали фитнесом, потому что туда пришли женщины, и появилось это красивое слово. Потом качалки переехали из подвалов в большие залы с панорамными окнами, зонами для пилатеса, которые занимают больше пространства, чем тренажеры. Это случилось, потому что женщины платят.
И спортивная форма тоже стала красивой. Женщины стали принимать решения, поэтому и мужская форма тоже стала красивой, а спортивная реклама из мужской переориентировалась на женщин, она ориентирована на красоту. В этом нет никакого сексизма или разделения, просто было принято считать, что мужикам плевать на одежду, а женщины типа заботятся о красоте. Это негласное разделение ушло.
Как меняются дети, которые к вам приходят
Футбол придает уверенности, учит взаимодействию, учит при правильном режиме тренировок проигрышам, и это самое важное чему нужно научить детей – не обращать внимания на проигрыш. Взрослые каждый день сталкиваются с поражениями, у нас каждый день что-то не получается: мы забываем ключи, теряем паспорта, нас бросают, мы бросаем, нас увольняют, у нас не получаются работа и все прочее. У нас проигрыши случаются каждый день, мы это не умеем.
Мы своих детей сознательно учим только проигрывать, мы сознательно спариваем партнеров, кому будем проигрывать, потому что важно не сдаться, не плюнуть, когда ты проигрываешь 5:0, не перестать бороться, не обращать на это внимание. Поражение это окей, значит завтра я стану еще сильнее. Поражение – бог с ним, это ничего не значит. Мы не ведем счет на играх. Мы оцениваем игру каждого ребенка индивидуально. Не важно, проиграла команда или выиграла, ты хорошо сыграл? Если ты хорошо сыграл, то какая разница, какой счет? Мы учим наших родителей спрашивать детей, не выиграли они или проиграли, а как он сыграл. И дети очень сильно меняются. Из неуверенных, боящихся, закомплексованных они раскрываются, они видят, что да ребенок рядом может обыграть пятерых и забить, но сейчас я не дал забить и ко мне все подбегают и радуются за меня, и когда кто-то другой забил, мы радуемся за него, мы одна команда. Ни в комем случае никто не скажет мне ничего плохого, кроме тренера, если я ошибся. И тренер не скажет. Тренер скажет, только если я не попробовал. Мы не критикуем детей за ошибки, мы критикуем детей и наших девочек за отсутствие попытки. Ошибиться может любой.
О задачах
Наша задача в первую очередь сделать так, чтобы ребенок любил футбол. Да, у нас есть амбиции создать за карьеру сколько-то звезд. У нас занимаются дети, у которых есть шанс на профессиональную карьеру. Но эти шансы не то, что не очень высоки, они очень сложны. С момента, когда ребенок проявляет талант в возрасте 6-7 лет, до момента, когда он станет профессиональным футболистом в возрасте, допустим, 20 лет, 14 лет сложнейших, от пубертата, который ломает ребенка очень сильно с точки зрения всего – физически, психологически, и так далее, там миллион вещей, которые могут увести ребенка с праведного пути.
У нас сейчас есть большая амбиция — мы хотим изменить физкультуру. Физкультура исторически по идиотски устроена, потому что школы управляются Министерством образования, а спорт — Министерством спорта. Зачем в школе нужны уроки физкультуры — непонятно. Чтобы ребенок был спортивным? Я вас умоляю, я был на этих уроках, там были и спортивные дети, и неспортивные, и вот как они пришли — эти спортивные, это неспортивные, вот таким же строем они и ушли — эти спортивные, а эти неспортивные. Буквально один два человека переметнулись в другой стан, потому что ходили куда-то еще заниматься или наоборот перестали ходить куда-то еще. Мы хотим, чтобы уроки физкультуры превратились в уроки спорта, чтобы в школах появились базовые виды спорта.
УЕФА и РФС вам как-то помогают?
В первую очередь нам помогает adidas, потому что это наш технический партнер. Мы — единственная футбольная секция, у которой есть такой технический спонсор. Плюс adidas до нас в России даже не продавал женскую футбольную форму. adidas специально для нас пошил женскую футбольную форму, это первая клубная женская футбольная форма в России. И это правда круто. РФС, ФИФА и УЕФА, конечно, помогают. Например, весной мы провели футбольную конференцию GirlPower, и там присутствовали РФС и ФИФА и они с нами общаются. Кроме того, мы сейчас с ФИФА и УЕФА обсуждаем какую-то программу развития. УЕФА запустили пятилетнюю программу по развитию женского футбола в Европе, их цель — сделать футбол первым по популярности женским видом спорта в европе за пять лет. И они этого добьются.