10 самых страшных фильмов, которые не являются хоррорами
Time Out выбрал самые пугающие фильмы, которые при этом не надоедают зрителю стандартными приемами из сотен других ужастиков.
«Заводной апельсин» (1971)
Антиутопия Стэнли Кубрика про общество будущего, построенное на насилии.
В Великобритании неопределенно-близкого будущего группа тинейджеров во главе с харизматичным Алексом развлекается грабежами и изнасилованиями случайных людей. Во время одного из рейдов приятели подставляют его, сбежав с места преступления, и Алекс оказывается в тюрьме. Там его подвергают экспериментальной терапии, направленной на борьбу с криминальными наклонностями, которая в будущем должна помочь обуздать преступность. После того как лечение признано успешным, Алекса выпускают из тюрьмы, но у него возникают серьезные проблемы с адаптацией к мирной жизни, где он из бывшего преступника сам быстро становится жертвой.
«Заводной апельсин», наряду с «Дивным новым миром» и «1984», безусловно, входит в число главных антиутопий ХХ века, и сила экранизации романа Энтони Берджесса, снятой Стэнли Кубриком, с годами не ослабевает, несмотря на то, что мир, показанный в фильме, так и не стал реальностью (хотя, может, и стал, просто мы не заметили). Дело, вероятно, в том, что ужас «Заводного апельсина» — не во всеобщем тоталитаризме как таковом (как у Оруэлла) и не в регламентированной самоуспокоенности общества потребления, превращающего людей в биологические единицы (как у Хаксли), но в разрушении отдельно взятой человеческой личности. Кубрик с характерной для него бесстрастностью фиксирует все необходимые этапы безжалостной социальной инженерии и пытается понять, откуда же происходит человеческое насилие.