Интервью: Бактияр Сейтказиев
В середине июня на прилавках магазинов появится DVD с новым казахстанским фильмом «Письма издалека». Режиссер картины, уроженец Кыргызстана Бактияр Сейтказиев рассказал Диару Мухаммеду об этом фильме.
– Вы по образованию кинематографист?
– Нет, вообще-то у меня филологическое образование. Начинал я с телевидения, где работал журналистом. В 1993 году снял свой первый рекламный ролик. Но фотографировал и снимал на видео я с детства – с тех пор, как папа в незапамятной юности подарил мне видеокамеру. Уже в 8 лет я понял, кто главный на съемочной площадке, и если ты хочешь работать в кинобизнесе, надо становиться режиссером. Далее я занимался музыкальными видео – снимал клипы для таких музыкантов, как Беркут, Медеу Арынбаев, группа «Мюзикола». Было много работы, связанной с документальными фильмами, и, конечно же, рекламные ролики. А еще в Америке я проходил курсы продюсирования и управления персоналом.
– В Казахстане давно работаете? Не сталкивались с ксенофобией?
– Я здесь с 2001 года, и ко мне никогда не относились в стиле «понаехали тут…». Мне очень повезло – у меня много друзей в Казахстане, работалось всегда комфортно. И многие казахстанские специалисты кино оказали нам огромную консультационную поддержку во время работы над «Письмами издалека». Нашими наставниками стали Хасан Кыдыралиев, один из наиболее востребованных в Средней Азии кинооператоров, Бакыт Ниязалиев, один из крупнейших звукорежиссеров нашего региона, и режиссер Сатыбалды Нарымбетов – он тоже очень помог советом. Нам было приятно, что к нам, дебютантам, отнеслись радушно и не предвзято – видимо, работа понравилась.
– А на простых зрителях тестировали фильм?
– Конечно! Мы провели несколько фокус-групп – пригласили 20 человек разного возраста, пола и социального положения и получили весьма позитивные отзывы.
– И чем же хороши «Письма издалека»?
– В первую очередь это практически первая за 12 лет снятая в Казахстане современная мелодрама. Фильм, который возвращает зрителя к нормальным человеческим взаимоотношениям. Все уже устали от чернухи и боевиков. А мы сделали акцент на человеческих взаимоотношениях, любви и… комплексах. Наш главный герой Кайсар – человек закоплексованный. У него очень жесткая мать, которая привила сыну чувство вины за гибель отца, но в итоге он вместо того, чтобы жить своей жизнью, возвращается и живет с матерью. Кроме того, в фильме нет ни одной постельной сцены, потому что мы прекрасно понимаем, у нас, в Средней Азии, должна быть некая добропорядочность во взаимоотношениях. Хотя главный конфликт фильма построен на отношениях между двоюродными братом и сестрой. Когда об этом кто-нибудь слышит, возникает легкий шок: «Как так! Что за инцест?» Но мы успокаиваем: «Посмотрите фильм, там все объясняется». Абсолютно никаких извращений в картине нет – просто нормальный teasing, затравка для зрителя.
– И еще в фильме очень узнаваемые ландшафты – улицы Алматы, окрестности Кольсайских озер…
– Верно. Мы показываем настоящую природу и жизнь современного Казахстана – не криминальные разборки, не юрты с лошадьми, не исторические экскурсы. Мы показываем жизнь обычных людей – состоятельных, на хороших машинах и в дорогих домах. Иностранный зритель – а мы ведем переговоры о дистрибуции нашей картины на зарубежные телеканалы – получит более или менее правильное представление о том, что такое на самом деле Казахстан. Без растиражированных стереотипов о казахах, которые едят мясо руками, а охотятся с кремниевыми ружьями и с беркутами в обнимку.
– Сложно было снять картину в условиях нарастающей экономической депрессии?
– Знаете, нам не хотелось сидеть на месте – кризис кризисом, а работать необходимо. Мы снимали кино без солидного инвестора, по сути, на свои деньги. И сам фильм получился антикризисным. Дай Бог каждому что-то творить и создавать, а не сидеть, стонать, жаловаться на тяжелую жизнь. Ведь кризис начинается в головах…
Компания «Меломан» выпускает фильм «Письма издалека» в конце июня