Четвертая серия «Игры престолов»: пока что лучшая в новом сезоне
Обозреватель Time Out Николай Долгин считает, что новый грандиозный эпизод «Игры престолов» было бы не зазорно показывать в кинотеатрах.
По иронии судьбы многие зрители посмотрели серию еще в субботу — в релизе для микроскопов в качестве 3 пикселя на километр (спасибо пиратам!). Большая ошибка: все-таки не каждую неделю задается новая планка возможного на телевидении. Финальное побоище между армией Ланнистеров и дотракийцами за каких-то 10 минут совершило именно это.
Начиналось, впрочем, все сравнительно безмятежно. В Королевской гавани занимались скучной финансовой аналитикой, а Арья вернулась в отчий дом, что в ином эпизоде сошло бы за гвоздь программы. Товарищеский спарринг с Бриенной показал место девочки в сериальной иерархии бойцов (где-то в области стратосферы). Тем удачнее, что в ее руки транзитом через Брана попал кинжал из валирийской стали. Это означает, что Арья теперь полностью оборудована для шинкования ходячих мертвецов.
© HBO
Бран тем временем продолжил свою трансформацию в отмороженного профессора Ксавьера, пересев в инвалидную каталку. Того и гляди, откроет школу для одаренных мутантов. Благо и кандидаты есть: девица, меняющая лица, живой труп Джон, Неопалимая престолонаследница и т.д. Только бедная Санса чужая на этом празднике жизни и, судя по всему, изрядно этим встревожена.
Джон сводил Дейенерис в подземную картинную галерею, где показал ей живопись с белыми ходоками. Искусство барышню впечатлило, но не настолько, чтобы перестать требовать присяги у Короля Севера. Зарождающийся роман бастарда и его тетушки встал на паузу, когда та психанула из-за военных неудач и умчалась на драконе делать барбекю из неприятелей.
Дейенерис вообще неизменно восхищает своей последовательностью. Сперва она жалуется, что ей нечем кормить армию, после чего она летит и делает что? Правильно, взрывает к едрене фене все повозки с провиантом. Мы, впрочем, не протестуем — если здравый смысл стоит на пути зрелищности, то мы с охотой помашем ему белым платочком на прощание. Тем паче что резня в конце серии виртуозно совместила постановочную удаль с драматургической.
© HBO
Дотракийские цирковые номера вроде стрельбы из лука, стоя верхом на лошади, оказались всего лишь разогревом. Джордж Мартин однажды обмолвился, что драконы в его представлении являются аналогом атомного оружия в мире Вестероса. Создатели сериала наконец-то сопроводили данный тезис наглядной иллюстрацией. Конечно, питомцы Дейенерис и раньше с задором поджигали всяческих горемык, но те шалости меркнут в сравнении со светопреставлением, учиненным Дрогоном. Красота пикирующих пролетов а-ля «Как приручить дракона» наложилась на недетский рейтинг ужасов войны. Результат: пепельный пляж с островками оплавленной плоти в тех местах, где солдатские фаланги готовились возвести новую Великую Китайскую стену из отложенных в панике кирпичей.
После трансляции серии наверняка подскочит спрос на успокоительные препараты, настолько волнителен просмотр, когда по обе стороны баррикад сталкиваются важные фигуры, а не простые статисты. Бронна и Джейме невозможно воспринимать как отрицательных персонажей, максимум — как антигероев. Учитывая, что такой роскошью, как чувство юмора, в сериале наделены единицы, эта харизматичная парочка и вовсе бесценна. Потерять любого из них было бы трагедией. Дрогона — тоже, но драконы у нас все-таки есть в трех экземплярах, а Бронн и Джейме — в единственном.
Особенно тревожно было, конечно, за циничного наемника. Персонаж он второстепенный, глобальной важности для сюжета не имеющий, развитие получил — даже мешочек с золотом бросил, что вообще-то немыслимо. «Игра престолов» всем видом намекала, что твердо решила попрощаться с заслуженным головорезом, спровадив его максимально эпичной смертью — персональной дуэлью с огнедышащим чудовищем. Да и противодраконий арбалет выглядел смехотворно лишь до тех пор, пока за рулем не оказался Бронн.
© Macall B. Polay / HBO
Дальше настал черед держать кулаки уже за Джейме, в котором взыграли слабоумие и отвага. Признаемся, в эти мгновения не только Тирион шептал, чтобы его братец развернулся и улепетывал. Приемчик со спасением цареубийцы в последнюю секунду, может, слегка и дешевый, но все равно радостный. Казалось, он уже точно не жилец, такого напряжения нагнал режиссер Мэтт Шекман.
Слыханно ли, но эпизод «Игры престолов» завершился натуральным хеппи-эндом, который после эдакой нервотрепки ощущается более чем заслуженным. Все выжили! Ну, кроме бесчисленных безымянных солдат. Долго такая благодать не продлится, поэтому стоит наслаждаться моментом. Обычно шоу балует фанатов подобным размахом ближе к концу сезона, так что страшно представить, насколько легендарными должны быть три оставшихся эпизода.