Джозетта Фиорони. 60-е в Риме
5 сентября, Московский музей современного искусства при поддержке Итальянского института культуры в Москве прошел закрытый предпоказ выставки Джозетты Фиорони «60-е в Риме».
Первая в России ретроспектива яркой представительницы поп-арта призвана познакомить зрителей со всем многообразием красок и оттенков Фиорони: концентрируясь на знаменитой «поп» Фиорони 60-х, выставка в ММОМА также показывает истоки этого стиля в «абстрактной» Фиорони конца 50-ых и его развитие в политически заряженных работах конца 60-ых и начала 70-ых. Работы художницы произрастают из культурного климата Рима середины 20-го века, где послевоенный подъем, прослеживаемый и в итальянском неореализме, хорошо знакомом российскому зрителю по фильмам Антониони, Пазолини, Феллини и Бертолуччи, сочетался со свойственным именно Риму американским влиянием через киноиндустрию и искусство. лючом к понимаю визуального языка «поп» Фиорони, по мнению кураторов Марко Менегуццо и Пьеро Машитти, являются абстрактные полотна конца 50-ых, свидетельствующие о влиянии Твомбли и Роберт Мотеруэлла и являющие, помимо «плоскостности», впоследствии «фирменные» для Фиорони лаконичность и спонтанность метода.
Гости вечера первыми увидели знаменитую экспериментальную работу Фиорони – инсталляцию-перформанс «Оптический глазок» (1968), метафорически повествующий о границах личного и политического. Перформанс, в котором принимает участие итальянская актриса Ирене Мускара, впервые с 60-х годов представлен для публики.
Торжественное открытие выставки началось со слов Вальтера Феррара, Первого советника по культурным вопросам Посольства Италии, о плодотворном культурном сотрудничестве между Россией и Италией. Также гостей вечера поздравили Президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, Директор Арзива Гоффредо Паризе и Джозетты Фиорони Пьеро Машитти, куратор проекта Марко Менегуццо, директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда, а также дочь художницы Мария Эмануэла Басти. Исполнительный директор ММОМА Василий Церетели рассказал гостям вечера о совместном проекте Музея и официального партнера выставки – компании Falconeri: уже в эти выходные состоится запуск Falconeri Art Weekend, который будет проходить в формате экскурсионных туров, организованных при поддержке бренда.
Итальянская марка Falconeri с особым трепетом относится к культурному наследию и истории Италии, активно поддерживает знаковые выставки, проходящие по всему миру и выступает официальным партнёром первой в России выставки экстраординарной Джозетты Фиорони, которая стояла у истоков возникновения Roman Pop Art.
Среди гостей вечера были: Зураб Церетели, Василий Церетели, Александр Добровинский, Анжелика Тиманина, Артем Королев, Анна Ивченко, Мадина и Мариана Гоговы, Полина Аскери, Виталий Козак, Ксения Князева и многие другие.
Атмосферу открытия выставки подчеркнуло итальянское игристое вино Cinzano, которое в свою очередь тесно связано с искусством. Еще в 19 столетии бренд Cinzano стал первым, кто привлек к созданию своих плакатов знаменитых художников того времени: Адольфо Хохенштайна и Леонетто Капьелло. Cinzano всегда поддерживает культовые явления итальянского искусства, одним из которых, бесспорно, являются работы Фиорони 60-х годов 20 века.
Выставка «60-е в Риме» является продолжением программы Музея по осуществлению крупных международных выставочных проектов, а также результатом культурного сотрудничества между Россией и Италией. Проект стал Специальным гостем международной ярмарки современного искусства Cosmoscow и проходит в рамках 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. Проект «60-е в Риме» открыта с 6 сентября по 22 октября в ММОМА на Петровке 25.