Все фильмы Даррена Аронофски от худшего к лучшему
Всего семью фильмами скандалист Даррен Аронофски добился мировой славы и теперь эпатирует публику хоррором «мама!», который уже вышел в российский прокат. Time Out расставляет работы режиссера в правильном порядке.
1. «Черный лебедь» (2010)
Выдающееся кино в духе романтизма о том, как инфантильная балерина под гнетом матери-тирана сходит с ума.
Нью-йоркский Линкольн-центр собирается ставить «Лебединое озеро». Уходит на пенсию дива (Вайнона Райдер). На ее место претендуют двое: зажатая, но талантливая Нина (Натали Портман) и пробивная Лили (Мила Кунис). Нина, скажем по-деревенски, задержалась в девках: живет с мамой, спит с розовыми мишками. Подавляемую сексуальность девушка пытается выместить в балете, но тщетно: манерный хореограф (Венсан Кассель) утверждает, что артистке не хватает страсти. Нина ищет либидо через мастурбацию, экстази и секс с Лили, но тщетно: вместо этого вокруг ей всюду мерещатся мертвые люди, в зеркале появляется кто-то неприятный, а из спины, кажется, прорезаются настоящие крылья.
Логично предположить, что «Черный лебедь» с «Рестлером» складываются в своеобразную дилогию, но, строго говоря, эти фильмы — доппельгангеры: вместо брутальных мужланов — хрупкие тургеневские барышни, вместо суровой правды жизни — нервические метания, вместо гиперреалистичной драмы — романтизм и галлюцинации. Шизофреничный сюжет имеет прямые параллели с самим «Лебединым озером», но пугает он скорее не обезображиванием невинных образов, знакомых каждому советскому зрителю по трансляциям в дни смерти вождей.
В «Черном лебеде» проявился страх одаренных детей, затравленных неудовлетворенными жизнью родителями (а Барбара Херши играет деспотичную мать Нины, можно сказать, на грани гениальности). В лучшей работе Аронофски через судьбу Нины показана вся жуть музыкальных школ, в которых дети репетируют до кровавых мозолей, жуть математических классов, где очкарики почти не спят до тех пор, пока не выпустятся из института. В этом плане балет — самый садистский способ истратить детство ребенка: с ним навсегда останутся артриты и артрозы, разрывы сухожилий и прочие профессиональные травмы, в том числе, как убедительно доказывает «Черный лебедь», и психические тоже. Что ж, искусство — это спорт высоких достижений, а высокое искусство — достижений уже недосягаемых. Чем больше старания мамаш оградить чадо от соблазнов, тем ближе чадо к ним оказывается: Нина в погоне за балетным совершенством спускается в персональный ад с такой скоростью, которая и не снилась чумазым детям улиц.