«Двуличный любовник» Франсуа Озона: из вагины в глаз
Новый фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник» вышел всего через год после предыдущего. Time Out разбирается, к чему понадобилась такая спешка.
Девушка Хлоя (Марина Вакт) немного приуныла: на работе моделью как-то не складывается, психосоматические боли в животе, в общем — клиническая депрессия. Она идет на прием к психотерапевту Полю (Жереми Ренье), он пытается ее лечить разговорами, а затем дело переходит к сексу. Однажды, уже будучи в отношениях с ним, она видит на улице Поля с другой девушкой. Оказывается, это его злой брат-близнец Луи (опять Ренье), тоже психотерапевт, к которому Хлоя снова записывается на прием.
У Франсуа Озона тоже будто есть недобрый двойник, слишком уж много успевает снимать этот интеллигентный французский режиссер. Еще прошлой осенью он был в программе Венецианского фестиваля со своим пронзительным и простым ретрофильмом «Франц» о том, как пережить смерть другого человека, и о том, что неважно, близкий это был человек или лишь однажды увиденный через прицел винтовки. В «Двуличном любовнике», который всего через полгода после этого был представлен в Канне, Озон такими высокими материями не занимается, его волнуют куда более приземленные вещи.
© Mandarin Films
Например, фильм начинается со следующего занимательного и знаменательного кадра. Хлоя лежит у гинеколога на осмотре. Камера буквально проникает внутрь влагалища несчастной, но затем вагина на экране плавно меняется на ее глаз. Можно, конечно, подобрать объяснение этому хулиганству: героиню Марины Вакт очень задевает полное визуальное сходство (глаз) ее нового парня и его брата-близнеца, отчего у нее возникает новая сексуальная фантазия (вагина). Но на деле этот прием, как и многие другие в фильме, не несет никакой самостоятельной ценности — тут это всего лишь эпатаж.
После этого у Озона возникает еще несколько соображений интимного характера. С этим связана визуально безупречная и, наверное, центральная сцена фильма: эротический сон героини (или героев, тут уж непонятно). На кровати лежит обнаженная Хлоя, к ней подходит Поль (или Луи). Неожиданно голова и туловище девушки раздваиваются: она становится таким сиамским близнецом. Соответственно, это все еще довольно привлекательное, хоть и странное существо сношают с двух сторон два брата-психотерапевта. Лучшего постыдного киноудовольствия в кино нам давно не предлагали.
© Mandarin Films
Но далее необъяснимо замысловатый сюжет двигается по давно известным жанровым направлениям. Пока инфернальный Луи лечит Хлою грубостями и сексом, обнаруживается, что в этой истории, где на самом деле всего лишь два героя, они просто двоятся дальше бесконечно. Раз у Хлои без видимых медицинских причин болит живот, значит, это неспроста. Раз у Поля есть доппельгангер, значит, и у его девушки тоже кто-то такой найдется.
После «Франца», то есть очень консервативной военной драмы, Озон решил поиграть в исключительно жанровое кино, эротический триллер со всеми вытекающими. Видимо, он испугался обвинений в том, что стареет: главному провозвестнику свободного секса в современном французском кино уже почти 50 лет, и «Франц» мог показаться кому-то его первым фильмом, снятым уже пожилым человеком, поэтому он и поторопился доказать обратное.
© Mandarin Films
У Озона все в порядке с чувством стиля, меры и прекрасного: с постельными сценами в этой его работе не возникнет проблем ни у одного критика, который посчитал «Франца» скучным. «Двуличный любовник» — это вообще такой эстетский аналог похода в порнокинотеатр времен золотой эпохи скабрезного жанра. Этот фильм сильно возбудит, может, даже немного припугнет, но, наверное, не затронет никаких фибр души. Впрочем, не стоит переживать по этому поводу: у Озона еще полно времени снять что-то настолько же оригинальное и отличающееся от всех его предыдущих фильмов, как и «Двуличный любовник».