«Очень странные дела»: вторая порция ностальгии по 80-м
В онлайн-кинотеатре Netflix вышел второй сезон сериала «Очень странные дела». Журналист Филипп Вуячич считает, что Netflix снова удалось одурачить зрителя тем же материалом.
Сервис Netflix, как известно, очень точно схватывает настроения своей аудитории. Никакой магии, даже тонкое продюсерское чутье не нужно — просто онлайн-кинотеатр хранит огромное количество данных о пользовательских предпочтениях. Где останавливают, на какой серии бросают, на что переходят после просмотра — у Netflix все под колпаком. Так, например, возник «Карточный домик»: продюсеры просто заметили, что зрители любят одновременно фильмы Финчера, актера Кевина Спейси и британский одноименный сериал. Они быстро смекнули: эти три составляющие дадут готовый хит. Так и вышло.
Впрочем, чтобы придумать «Очень странные дела», не обязательно шаманить с Big Data и проводить мониторинг. Достаточно посмотреть на список кино-хитов за последние несколько лет. Ремейки, ребуты и сиквелы культового кино 80-х и 90-х собирают полные залы. Зритель готов платить за возможность просто увидеть знакомые прически и услышать знакомую музыку. Взять хотя бы «Оно», который недавно перевалил за знаковую отметку в 666 миллионов долларов. Знаковую вовсе не потому, о чем вы подумали, а совсем по другой причине — фильм просто стал самым кассовым хоррором за всю историю кинематографа.
Ремейки, ребуты и сиквелы культового кино 80-х и 90-х собирают полные залы. Зритель готов платить за возможность просто увидеть знакомые прически и услышать знакомую музыку.
Как там дела с рейтингами у второго сезона «Очень странных дел», Netflix нам, конечно, никогда не расскажет (сервис не выдает статистику), но ажиотаж поднялся нешуточный. Все мгновенно забыли про предыдущий успех сервиса, сериал «Охотник за разумом» того же Финчера, и снова принялись воспевать режиссеров братьев Даффер. Только каминг-аут Кевина Спейси смог хоть как-то разбавить ленту в соцсетях. Тем временем, второй сезон сделан точно по лекалам первого, абсолютно без изменений, как будто это не высококлассный телепродукт, а серый процедурал с эфирного канала.
Пропавший по сюжету в предыдущих сериях мальчик Уилл Байерс нашелся, но ситуация лучше не стала: теперь ему являются видения из другого измерения. Его мама Джойс снова истерит и переосмысляет дизайн своего дома, пытаясь понять, что за чертовщина с ним творится. У детей появляется новый секрет для маленькой компании, с которым они носятся солидную часть сезона. На горизонте все еще маячат люди в белых халатах. В общем, город Хоукинс переживает день сурка.
© Netflix
При этом «Очень странные дела» прилагают все усилия, чтобы самоповторы не бросались в глаза, вернее, отвлекают всяческими отсылками. Смотрите, в городском кинотеатре показывают «Терминатора». А вот шериф хватает шляпу в последний момент, как Индиана Джонс. Новая героиня ходит под кличкой Безумная Макс. Ее брат и вовсе существует во вселенной сериала с одной целью: крутить на магнитоле рок-хиты 80-х. И это не говоря о многочисленных кивках в сторону «Чужого» и «Охотников за привидениями». В общем, те самые сорокалетние дети снова ностальгически расплачутся и сквозь слезное марево не заметят, что им второй раз пытаются втюхать первый сезон.
© Netflix
Категорически не ясно, почему авторов не отрезвил фильм «Оно», вышедший месяц назад. Этот хоррор говорил о восьмидесятых гораздо больше, чем «Очень странные дела». Из него можно, как минимум, узнать, что слушать группу The New Kids on the Block считалось редкостным позором, а черным подросткам несладко приходилось в школе. «Оно» говорит об этом десятилетии из 2017 года и нисколько этого не стесняется. «Очень странные дела» же изо всех сил пытаются сойти за наивного пришельца из 80-х и в своем притворстве выглядит очень цинично. В сериале всюду видны примененные маркетинговые инструменты: набор культового кино для неймдроппинга, дети, которые мило хлопают глазками, и даже дата релиза, привязанная к Хеллоуину. Особенно смешно видеть в «Очень странных делах» юного Финна Вулфарда, который в «Оно» играл ершистого подростка, скабрезничал и шутил про мамку, лишь бы не признаваться друзьям, что до смерти боится клоунов. Но братья Даффер заставляют его играть все то же, он угодил в настоящую актерскую западню: актеру приказано тосковать по Одиннадцатой и хныкать в рацию, других интересов у него в новом сезоне нет.
И в следующем году история, видимо, опять повторится. Сериал шагнет в 1985-й, вооружится новыми отсылками и снова возьмется за сорокалетних детей, которые постареют еще на год. Одна лишь традиция радует — Джойс Байерс опять будет заниматься домашним декором. В прошлом году она вешала лампочки, в этом — обклеила полы и стены детскими рисунками. Будем ждать новых дизайнерских решений.