Японский винегрет: как проходил фестиваль Японии в Москве
28 и 29 апреля на ВДНХ прошел фестиваль японской культуры Hinode Power Japan, организованный в рамках года культуры Россия — Япония. Time Out побывал на фестивале, чтобы проникнуться атмосферой Страны восходящего солнца.
Один из лучших способов узнать страну, если нет возможностей побывать в ней, — посетить культурные мероприятия. Например, недавно в Москве с огромным успехом прошла выставка японского художника и дизайнера Такаси Мураками, где можно было в произведениях совриска увидеть и мотивы традиционной японской живописи, и эстетику каваий, и болевые точки страны, как атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Мир хоть и становится все более глобализированным, но национальные культурные коды, особенности мышления и высказывания, контекст страны, в котором работают мастера, никто не отменял. Можно изучать чужую страну и через масскульт, концентрирующий в себе национальные черты и особенности.
Ежегодный фестиваль японской культуры Hinode Power Japan проходит в Москве с 2011 года. В этом году мероприятие прошло в рамках перекрестного года культуры Россия — Япония. По словам организаторов, за два дня работы фестиваль посетило более десяти тысяч человек, прошло около сотни событий, посвященных культуре, развлечениям и спорту Японии, в Москву приехали около 20 творческих коллективов и артистов из Страны восходящего солнца.
Звучит эффектно, но на самом деле все обстоит не так радужно. О том, что на ВДНХ происходит что-то «японское», можно догадаться даже без афиши: рядом с 75-ым павильоном толпы косплейщиков и косплейщиц, бесконечные тян в чулках, коротких юбках, замысловатых цветных прическах или с «ушками» на голове или же в доспехах и палками, имитирующими оружие. Внутри настоящий японский винегрет: большая игровая зона с телевизорами и приставками от Nintendo, где школьники самозабвенно режутся в игры, по соседству стенд с двумя автомобилями Lexus и Toyota премиум-класса, дальше палатка с «японскими вкусностями», а следом с японскими ножами и косметикой. С одной стороны зала фудкорт с очередями, с другой — татами, где мужчины в набедренных повязках боролись с любым желающим (в основном это были дети). Московские школы японских единоборств устраивали показательные выступления.
В конце выставочного пространства — сцена, где периодически выступают музыканты, причем один из хедлайнеров мероприятия, рок-группа Yasuharu Takanashi & YAIBA, очень напоминает стадионный европейский и американский рок 70-х: тот же стиль, поведение и жесты, разница лишь в добавлении японских мотивов. В другой части павильона можно был поиграть в национальные игры, например, го. Рядом проходят мастер-классы по каллиграфии, японской технике монохромной живописи тушью суми-э, накануне художница Watanabe Chonto за 15 минут написала картину площадью 3 кв.м., которую расположили в основном зале.
Еще из познавательного: лекция инженера робототехника Томотака Такахаси, мастер-классы по манга, основам японского языка и оригами. На втором этаже в кинозале можно было посмотреть аниме. Каждый третий, если не второй выставочный стенд — с едой, включая сладости и напитки. В остальных же продают сувениры, игрушки, фигурки персонажей из масскульта, значки, украшения, манги…
Среди стендов неприметно сидит художник Такахаси Ютака, работающий в стиле кири-э — это филигранное вырезание картин из плотной бумаги. Но за его магией наблюдали всего несколько человек. Стенды со школой изучения японского языка и турами в далекую страну в основном пустовали.