Галерея в подъезде жилого дома: город, каким он должен быть
19 мая в подъезде знаменитой высотки, прозванной в народе «Дом на ножках», открылась первая в России галерея в жилом доме. Журналист Time Out сходил на открытие и рассказывает, чем этот экспериментальный проект действительно уникален, и почему это модель города, в котором было бы комфортно жить всем.
Что за галерея?
В 1968 году на Проспекте мира, напротив ВДНХ, построили уникальную многоэтажку, олицетворяющую советский модернизм в архитектуре — «Дом на ножках». Всего таких домов в Москве шесть, на этот со стороны выставочного комплекса смотрит культовый памятник Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В доме 25 этажей, 3 подъезда, 480 квартир и более 1000 жильцов. 19 мая в нем открылась первая в России постоянная галерея в подъезде жилого дома «Чрезвычайная коммуникация». Однако сами организаторы предпочитают называть его выставочным проектом или «выставкой длиной в дом». Первое мероприятие в новом пространстве посвящено 50-летию здания.
Незадолго до объявленного в соцсетях времени у подъезда собралось полсотни человек, среди них были кураторы и авторы проекта, жильцы этого и соседних домов и просто любопытствующие из разных районов города. Из-за крайне ограниченного пространства помещения посетителей запускали небольшими группами. Экскурсионные сессии продолжались по 30 минут, а очередь на улице не уменьшалась на протяжении нескольких часов. Люди все приходили и приходили.
Кто это сделал?
Больше полугода группа активистов, художников и просто неравнодушных жильцов договаривалась, спорила, обсуждала, рассказывала, объясняла, согласовывала, придумывала «Чрезвычайную коммуникацию». Они запустили краундфандинг на Planeta.ru и собрали необходимую сумму. Они своими руками создали все — от рабочего пространства до библиотеки с буккроссингом.
Павел Лазарев, жилец дома и соорганизатор проекта «Чрезвычайная коммуникация»
«Многие, живя здесь в течение долгих лет, не осознавали ценность этого места. Но однажды поднимаешь голову, оглядываешься и видишь, что вокруг тебя много ярких интересных людей. И вот неожиданно для себя мы поняли, что в доме сложилась интересная ситуация: меняются поколения жителей, и нынешнее поколение интересуется чем-то новым, ему хочется сделать что-то невероятное.
В доме три подъезда, и каждый из них некая коммуна. Сперва мы сталкивались с позицией жильцов, что, мол, нет времени, никому не нужно, не востребовано. Этот проект подстегнул коммуникацию между жильцами. Идея бурно обсуждалась в общедомовом информационном пространстве, мы получили огромный заряд энергии от практически всех жильцов. Мы стали общаться с нашими бабушками и дедушками, которые здесь давно живут, и с удивлением обнаружили огромный позитив от коренного населения, которое получало здесь квартиры 50 лет назад. Мы просто взяли и сделали, и теперь наш дом — это единый организм».
Какие экспонаты есть на выставке?
Несмотря на небольшое помещение подъезда, экспозиция получилась насыщенной. На левой стене — серия из 15 фотографий Юрия Пальмина про ВДНХ, но не открыточный, а настоящий, живой и не очень: с облупившемся барельефами, фрагментами скульптур и частей парка. На правой — художественные фотографии Константина Калугина: сам «Дом на ножках» и его «ножки». Проекция архивных материалов «Дом замечательных людей» — Александра Гаврилова собирала информацию про знаменитых жильцов, которых уже нет.
Снизу небольшой воссозданный кусок «советской стены» со старыми обоями и две картины Сергея Каманина, которые он подарил соседям — так что галерея может похвастаться картинами художника, выставленного в Третьяковке.
Около окна — оборудованное рабочее место, стилизованное под советское, со стеклом во весь размер верхней плоскости. Под стеклом лежит «важное»: самодельная газета про историю дома, архитектуру, памятник «Рабочему и колхознице». Рядом стоит шкаф (ему вырезали точно такие же ножки, как у дома) с библиотекой и мини-выставкой интересных с точки зрения дизайна и редкости книг: один из жильцов дома всю жизнь собирал эту коллекцию из того, что находил в подъезде. На закладках — комментарии. В окне-витрине — макет Алексеевского района и конструкции, связанные с освоением космоса.
На почтовых ящиках прикреплены магниты с, казалось бы, странными фразами — это магнитная инсталляция-конструктор Андрея Черкасова. Тексты составлены на основе рекламных листовок и объявлений: Черкасов собрал весь этот информационный мусор и засунул в текстовый генератор, а потом, уже переработанный, вернул обратно к почтовым ящикам, чтобы создать поэзию. Плашки со словами можно и нужно перемещать, создавая из них новые тексты и смыслы.
Как и кто может туда попасть?
Экскурсии планируются раз в неделю по воскресеньям. Чтобы попасть на выставку, необходимо написать в личку проекта в соцсети, стать гостем одного из кураторов и попасть в сформированную группу.
В чем ценность и значимость «выставки длиной в дом»?
«Чрезвычайная коммуникация» — куда больше, чем просто выставочное пространство в подъезде жилого дома. Это про коммуникацию в широком смысле слова: между жильцами, экспонатами и, казалось бы, непригодным для этого пространством. И сделано это было ненасильственно, как часто бывает в Москве.
Больше тысячи человек смогли между собой договориться и понять, нужно ли им постоянное арт-пространство и зачем. Горизонтальные связи — как они есть. Договоренность и диалог — как единственный способ созидания. «Чрезвычайная коммуникация» — это новый уровень сознания: безликое и безличное здание с кучей квартир-ячеек превратилось в «свое» место, куда стремишься, где комфортно, даже если это временное и арендованное жилье.
Женя Лёкен, жилец дома
«Год я снимала квартиру в другом районе, мы с супругом ее очень любили и не хотели покидать, но пришлось переехать. Совершенно банальным образом вышла на эту квартиру и переехала всего 2,5 месяца назад. Глубоко счастлива, что мне так повезло и с соседями, и с домом. Я долго была в командировке и вернулась буквально неделю назад — не помню, чтобы с такой любовью и радостью приезжала домой, не только потому, что у меня здесь любимая квартира, в которой я обжилась, но и из-за всего, сколько у меня с этим пространством связано. Я поняла, что у дома есть своя история, есть люди, которые что-то создают, есть сообщество. Хотя я родилась в Москве, я никогда не врастала в пространство, в котором нахожусь — мы все разрозненные, деловые, даже соседей не знаем… Когда я почувствовала, что здесь не так, то особенно полюбила это место. Не говоря уже о банальном забытом ощущении, когда можешь зайти на вечеринку к соседу через пять минут после приглашения, просто прихватив бутылку вина. Это чудесно».
«Чрезвычайная коммуникация» — история о том, как новая идея, родившись в головах небольшой группы активистов, меняет кусочек мира. И если кто-то еще сможет подхватить этот опыт — то рано или поздно Москва станет тем по-настоящему свободным и безопасным городом, о котором все мы мечтаем.
Фото в статье: Митя Колычев