«Кинотавр». Печеная свастика и временные трудности
Девочка, живущая в камине, отец, который заставляет сына-инвалида ползти домой через лес, и корни Русского мира: корреспондент Time Out подготовил обзор фильмов по результатам первых двух дней фестиваля «Кинотавр» — от худшего к лучшему. В процессе написания ни один режиссер не пострадал.
«Пусть будет Лиза». Звягинцев и пустота
Реж. Игорь Каграманов
Катя — нелюбимая дочь деспотичной матери — безуспешно пытается зачать ребенка. Артур — обожаемый сын, счастливо женатый тюфяк, которому все достается даром и по первой просьбе. Однажды мать попадает в больницу и решает завещать Артуру дачу, на которую много лет работали Катя с мужем. Осатанев от этой несправедливости, Катя решается на убийство.
Конкурсная программа «Дебют», вернее, ее возвращение — новость нынешнего фестиваля. Предполагается, что она позволит заявить о себе начинающим режиссерам и представить новый, свежий взгляд на кино. К сожалению, с последним у фильма Игоря Каграманова явно не сложилось. «Пусть будет Лиза» — это живая иллюстрация того, сколь пагубно повлиял на умы кинематографистов Андрей Звягинцев: выглаженная картинка, печальная музыка, всеобщая нелюбовь и трагически покосившиеся ворота дачи как символ… а вот непонятно даже, чего и символ. Потому что в отличие от Звягинцева, Каграманов не может придать истории ни объема, ни смысла — помимо той свежайшей морали, что убивать грех и ничего путного из этого не выйдет.
Актерские работы в фильме хороши, но даже они теряются на фоне непродуманного сценария и абсолютной статики. В одной из сцен Катя (Елена Махова) идет по коридору, и он настолько длинный, что кажется, будто героиня, решительно стуча каблуками, шагает на месте. Так и это кино, в котором название подобно воротам многострадальной дачи: пусть будет что-то — непонятно, зачем.