«Кинотавр». Чудеса и чудовища русского кино
Отечественное кино принято воспринимать не как развлечение, а как пыточный инструмент: и смотреть скучно, и шутки дурацкие, и духовности маловато. Так что в каком-то смысле обозреватель Time Out, находясь на «Кинотавре», страдает за свои и чужие грехи — однако не всегда, далеко не всегда. Вот фильмы последних трех дней фестиваля в градации от «испанского сапога» до легкой жажды.
«Дядя Саша». Элегантный возраст
Реж. Александр Гордон
Почтенный, но все еще обаятельный режиссер Александр Авербух имеет все: уважение, связи, дом, красавицу-жену и обширные возможности. Нет только одного — творческого прорыва. Так что дядя Саша решает отказаться от очередной кинохалтуры за скрепы, царя и отечество и снять вместо этого авторское кино по Фолкнеру.
Кино о кино в России редкий зверь — как и хорошая житейская комедия. Александр Гордон умудрился снять и то, и другое. Картина эта легкая, забавная, ироничная, с прекрасным актерским составом, в котором особенно приятно посмотреть на Анну Слю и Никиту Ефремова. Мало того — в нем приятно посмотреть и на самого Гордона, который снялся в главной роли и оказался в ней на диво органичен.
Хотя чему тут удивляться: «Дядя Саша» это кино о стареющем мужчине. Гордон, безусловно, был искренен, когда пытался максимально дистанцироваться от своего героя, который и неудачлив в любви, и творчески бесплоден. Режиссер «Дяди Саши» не таков: снимать он точно может и, скорее всего, еще будет, причем вместе с красавицей-супругой. Проблема только в том, что фильм дает очень интересный эффект: после него очень, очень, до зубовного скрежета хочется увидеть ровно такое же кино — о женщине, стареющей с огоньком, с широкого экрана, и даже получающей под это деньги от Министерства культуры. И не надо говорить, что женщины для этого слишком мудры и лишены тщеславия.