Как нам обустроить такси

Как нам обустроить такси

Илья Панин   19 июня 2018
9 мин
Как нам обустроить такси

Ездить на такси сейчас в основном всем нравится: приезжает быстро, стоит недорого. Но 16 июня на улице Ильинка в Москве водитель такси въехал в толпу.  

В результате пострадали восемь человек. После ДТП водитель, гражданин Киргизии Анарбек Чингиз, попытался убежать, но его задержали прохожие. На допросе Чингиз объяснил, что «вырубился на секунду» и перепутал педали газа и тормоза. По его словам, к моменту аварии он был за рулем уже 20 часов. Таксисты, с которыми пообщался наш журналист, говорят, что это практически обыденная ситуация, а несчастных случаев на самом деле может быть и больше. Этот — просто самый громкий.

Как устроено нынешняя работа таксиста, почему зверобой  друг водителя, и как избежать трагедий в будущем: Time Out поговорил со столичными таксистами  и приводит мнения тех из них, кто согласился на публикацию.

Как и почему приходят в такси?

Андрей Суворов: Такси и раньше кто-то из водителей воспринимал как основной доход, а кто-то как возможность «перетоптаться», не остаться без денег. У меня таких периодов было три. Первый раз я оказался в такси в 2003 году, когда еще все на «Волгах» и «Москвичах» катались, и задержался на год. Там я  повстречал и профессоров, и академиков, и преподавателей, и людей с такими специальностей, про которых думаешь, чего им делать в такси.  Тогда такси было совсем другое — тарифная политика была правильная, нацеленная на определенную прослойку нашего общества. Тогда мне нравилось работать, в такси была настоящая харизма, драйв, шелест купюр, отработал — получил, вот они, деньги живые. Сейчас в профессию, которой уже по большому счету нет, приходят временные люди, которые сталкиваются с затратами и нищенской политикой, и уходят. Агрегаторам наплевать и на водителей, и на пассажиров. Пассажиры же, радуясь тому, каким дешевым стало такси, упускают из внимания, что садясь в машину, они не оказываются в безопасности. 

Мит Кузнецов: Я много лет работал в интернет-провайдинге и разной «слаботочке», когда все опостылело, решил пойти в такси. Это был 2014 год. Хотелось попробовать, что это такое, да и очень нравилось ездить.

Агрегаторам наплевать и на водителей, и на пассажиров. Пассажиры же, радуясь тому, каким дешевым стало такси, упускают из внимания, что садясь в машину, они не оказываются в безопасности.

Сколько на этом зарабатывают?

А.С. : —Средняя выручка таксиста в зависимости ото дня 4500 — 6500 рублей. Сюда входят затраты на аренду — 1300 рублей (у меня минимум), бензин — 1000, мойка — 300 рублей, омыватель (зимой) — 200 рублей. К тому же в среднем все отдают 23% от стоимости своего заказа компании. С 5000 это 1150 рублей. Получается, что средний доход таксиста сейчас от 1500 до 2500 тысяч рублей в день. В месяц это в среднем от 40000 до 50000 рублей, при условии, что ты занят от 10 до 14 часов в день. Если человек «на аренде» (арендует машину — ТА), то работает вообще каждый день. Если делаешь себе выходной, то за свой счет.

© tvc.ru

Но 14 часов в день за рулем — это же незаконно?

А. С.: — Выручка в рублях осталась примерно такой же, но все цены и курс доллара изменились. И при нынешней тарифной политике водитель вынужден выкатывать 10-14 часов минимум, что даже 15 лет назад было дико. Такси из способа выжить превратился в один из способов убить себя: по сути таксист работает за еду. 

М. К: — В месяц я зарабатывал около 25-30 тысяч, но никогда не стремился набрать как можно больше. Если хотел спать, то иногда звонил диспетчеру и говорил, что два часа никаких заказов, иначе я засну. Но бывает, заказы валом прут, а уже клюешь носом. И диспетчеры всегда говорили «никакого сна, ну-ка быстро поехал. Ты обалдел?». Водитель существо безголосое. А я понимаю, что засыпаю, сейчас разобьюсь и клиента расшибу. 

Такси из способа выжить превратился в один из способов убить себя: по сути таксист работает за еду.

То есть одуревший от отсутствия сна таксист за рулем — общая практика?

А. С.: — Работа в рваном режиме приводит к накоплению усталости, стрессу. Те, кто давно в профессии,  умеют поймать момент, когда думаешь, что еще можешь работать, но на самом дела нужно выключиться и вздремнуть, завести будильник на полчаса, час. Опытные так и делают, неопытные начинают кататься и засыпают. Лучше потерять 15 минут на короткий сон, нежели кататься, пока не вырубит. 

© НТВ

М.К: — Поначалу меньше спишь, а  потом усталость накапливается, ты же не робот. Даже в выходные не успеваешь ничего особо делать, все время хочется спать. Лишний час не лег спать, перегулял, пораньше встал, чтобы домашние дела сделать, а все копится, и никаких отпусков конечно нет. И так денег не зарабатываешь. И начинаешь либо спать, либо садишься на химию. 

Что за химия?

М. К.: — Это отдельная тема. Конечно, спидов и амфетаминов мало в такси, только особо отбитые личности такими вещами пользуются. Многие таксисты пьют таблетки «Фенотропил», они по рецепту отпускаются. Если встать в месте, где много таксистов, например, у вокзала, и разговориться, то максимум через 10 минут прозвучит это название и вопрос: «Есть выход?». Как с наркотиками, точно так же и здесь. Есть еще «Деприм», экстракт зверобоя в таблетках, просто трава, ее пьешь, она немного разгоняет. Как и с любым лекарством, «дозняк» постепенно повышается. У меня доходило до того, что я выходил на смену, половину времени отработал, пачку этих таблеток съел и поехал дальше. 

Многие таксисты пьют таблетки «Фенотропил», они по рецепту отпускаются. …есть еще «Деприм», экстракт зверобоя в таблетках, просто трава, ее пьешь, она немного разгоняет. Как и с любым лекарством, «дозняк» постепенно повышается.

Я со зверобоем начал знакомиться после одного случая. Никогда себе его не прощу и не забуду. Вез клиента в аэропорт «Домодедово», приличный дядька. И на одном участке дорога ремонтировалась, и была разделена столбиками резиновыми. В какой-то момент сквозь сон слышу сзади «ааа», машину трясет. У меня еще мысль во сне, что блин за козел не дает поспать. Поднимаю голову, мне в лоб едут две фары, я — право руля, понимаю, что заснул, но не понимаю, где я и что происходит. Выруливаю обратно на свою полосу, останавливаюсь и осознаю, что ехал в аэропорт с клиентом  и заснул. А тряска была потому, что проехал по всем столбикам. Разбил себе бампер, и другие детали. Клиент в ах…е. Я десять раз извиняюсь, мужик рвется другое такси вызывать, я ему: «Не-не, я уже проснулся, все хорошо, теперь я тебя довезу». Довез до аэропорта, вернулся обратно, нашел свой бампер, оторвал с него номер, чтобы претензий не было ни у кого за сбитые столбики, бампер на обочине оставил. За ремонт пришлось отдать 30000, а я в месяц получал 25000 рублей. 

© РИА Новости

Есть время и места, где особенно «рубит»?

М. К: — Есть одна идеально  сонная трасса: Москва — аэропорт Домодедово. Я разговаривал с кучей таксистов и все в один голос признают,  что это идеально сонная трасса, на ней все спят. Если едешь по прямой, по-любому, будешь спать. Тебе не надо ничего делать, давишь педальку газа, держишь руль. Я на МКАДе научился спать за рулем, но делал так без клиентов — на МКАДе встаешь в крайнем правом ряду, чтобы перед тобой далеко-далеко была фура, и прикрываешь глазки. Сидишь-сидишь, немного отдыхаешь в таком положении, главное, не заснуть совсем, это надо контролировать, потом видишь что фура рядом, открываешь глаза, перестраиваешься в другой ряд, чтобы она была далеко и снова прикрываешь глаза. Помогает, спать меньше хочется. 

Я на МКАДе научился спать за рулем, но делал так без клиентов — на МКАДе встаешь в крайнем правом ряду, чтобы перед тобой далеко-далеко была фура, и прикрываешь глазки.

Где-то с 4 до 6 часов утра начинаешь хотеть спать. Даже если выспался, все равно будешь клевать носом. Может быть, если проснуться в 3 часа ночи, то и будешь себя хорошо чувствовать, но я вставал в 6 вечера. При таком графике приходишь домой, быстро ешь и ложишься спать. В нужное время встаешь и едешь на работу, больше вообще ничего. Если позволил себе что-то поделать, лишний час-два промотать, значит следующую ночь будешь клевать. Как люди по 6/1 работают, вообще не представляю.

Что делать властям Москвы, чтобы такси стало снова безопасным?

А. С.: — Чтобы снизить аварийность, власти Москвы должны установить единый тарифу, который будет гуманным и для водителя, и для пассажира. Тогда все будут бороться за качество выполнения услуги. Тем, кто давно работает, важно хорошо обслужить человека, получить чаевые — а не быстрее выполнить указания приложения, отвезти пассажира из точки А в точку Б, получить с него деньги и забыть его лицо. 

Верните таксометры. Когда был таксометр, а не фиксированные тарифы, то ездили с максимально разрешенной скоростью, соблюдая ПДД. Теперь водителю выгодно быстрее довезти пассажира —  потому что сама длительность поездки не влияет на стоимость. Мне раньше один-два штрафа приходили за полгода, а за этот месяц я уже на хватал на 4250 рублей — начинаешь спешить, чтобы быстрее выполнить заказ и взять новый. Отсюда повышенная опасность, вкупе с усталостью. 

Чтобы снизить аварийность, власти Москвы должны установить единый тарифу, который будет гуманным и для водителя, и для пассажира. Тогда все будут бороться за качество выполнения услуги.

М.К.: — Надо на таксопарки посмотреть, не только на водителей. Многие таксопарки сейчас разоряются и начали экономить и на обслуживании автомобиля и на возрасте. В итоге сейчас даже «Яндекс.Такси», Gett и Uber снизили требования с 3-х летних машин до 10-летних.