Кто первый начал: 6 ремейков, которые пришли в Россию или из нее вышли
На экраны выходит отечественная комедия «Ночная смена», синопсис которой подозрительно и очень явно напоминает легендарный «Мужской стриптиз». Учитывая послужной список режиссера Марюса Вайсберга, в котором числятся «Гитлер капут» и «Ржевский против Наполеона», вряд ли это повод ожидать хорошего фильма. Зато повод вспомнить картины, которые Россия и мир заимствовали друг у друга — и что хорошего из этого получилось.
«12» (2007 год), реж. Никита Михалков
Ремейк великой картины «12 разгневанных мужчин», на который мог решиться только один человек в России.
В те времена, бескризисные и травоядные, Никита Михалков предпочитал пасти народы при помощи кинематографа, а не телевидения, и сомнений в успехе у него не было. Зато у других были. Звездный и почти гениальный состав не успокаивал: плакатная манера работы Михалкова, заметная с 90-х годов, плохо сочеталась с тихой, даже интимной интонацией оригинала. Хватит ли у «царя» силушки повторить подвиг Сидни Люметта и сделать интересной картину, где по сути ничего не происходит?
«12 разгневанных мужчин» (США, 1957)
В ответ Никита Михалков превратил фильм в театр двенадцати актеров. Присяжные, представлявшие собой все российское общество в типажах, судили чеченского мальчика, который якобы убил своего приемного отца, русского офицера. Как это заведено в России, искали они не правосудия, а правды, а заодно проговаривали самое главное и больное для страны на тот момент. Короче, это оказалось исключительно масштабное кино во всем: в искренности, в нарочитости, в нелепости. Критики ругали фильм последними словами. При этом знаменитый монолог героя Михаила Ефремова, например, цитировали по курилкам: «Потому что когда серьезно, вам страшно!».
Михалковский ответ на главный запрос нулевых о какой-то иной идеологии, кроме стяжательства — начать с себя — мало кого устроил. Через три года был принят закон о защите чувств верующих. Через пять — начался российско-украинский конфликт. Страна изменилась до неузнаваемости. Фильм Сидни Люметта был и остался памятником американскому мировоззрению, в котором установление законности и есть хэппи-энд. Фильм Михалкова очень полезно посмотреть из сегодняшнего дня, чтобы понять — шанс у нас всех был не в девяностые, а вот тогда, в конце сытых лет, когда двенадцать совершенно разных людей еще могли договориться.