«Беглец». Презумпция виновности
В этом году 25-летие празднует один из лучших экшен-триллеров прошлого века. Невзирая на возраст, «Беглец» смотрится так же хорошо, как и в год выхода: фильм Эндрю Дэвиса — классика нео-нуара 90-х, как и «Семь», «Схватка», «Бешеные псы». Что ни говорите, этот фильм — один из лучших приключенческих фильмов о погонях.
Криминальная картина, основанная на сериале 60-х, является совершенно самодостаточным произведением. Дэвис выстраивает классический сюжет, известный со времен Хичкока: о «не том человеке» и «человеке в бегах». Харрисон Форд исполняет роль хирурга Ричарда Кимбла, которого обвиняют в жестоком убийстве жены. По пути в тюрьму Кимблу, приговоренному к смертельной казни, удается сбежать. Хирург тут же бросается на поиски таинственного однорукого убийцы, которого видел только Кимбл, но ему в спину дышит опытный федеральный маршал, в роли которого выступает Томми Ли Джонс. Казалось бы, бытовое преступление, однако дело страшнее и запутаннее.
Неслучайно Голливуд сделал если не сиквел, то так называемый спин-офф «Служителей закона», где первую скрипку играет уже персонаж Томми Ли Джонса. Значит, «Беглец» имеет то, чего другим товарищам по жанру не хватает. Здесь прекрасно подобраны актеры на роли противников. Вдобавок сценаристы Джеб Стюарт и Дэвид Туи усиливают историю, придавая убийству госпожи Кимбл конспирологический оттенок. И выясняется, что аноним с протезом — продажный полицейский, а настоящий убийца был с Кимблом всегда где-то рядом. Бизнес — ничего личного. И пусть фильм на виду вот уже четверть века — нет желания раскрывать детали сюжета. Надо смотреть!
Режиссер Эндрю Дэвис, который позже замахнулся на Альфреда, понимаете ли, нашего Хичкока, ремейкнув «В случае убийства набирайте «М»«, заставит зрителя поверить растерянному врачу и не отвечать на его заявление «Я не убивал жену!» словами упертого маршала, который «не торгуется»: «А мне плевать!» Остается только следить и волноваться, пока доктор бежит и скрывается.
«Беглец» лишен крови, пафоса, позерства и сентиментальности. Казалось бы, дело-то голливудское. Темп сумасшедший, лихорадочный, а форма повествования, разбавленная черно-белыми изображениями, кадрами негативов и тревожными флэшбэками, отражает состояние главного героя, толкового, находчивого и решительного. Да, доктору Кимблу, оказавшемуся в кафкианском кошмаре, слишком легко удается пройти туда, нырнув сюда, найти то, достав это, умудряясь оставаться незаметным. Как бы иронично это ни звучало, но удача бежит вместе с героем, отчего сюжет кажется слегка манипулятивным. А если зритель еще сомневается, что мужика обвинили по чудовищной ошибке, то Кимбл сперва спасает полицейского, а оказавшись в больнице, спасает ребенка. Врач — он и в бегах врач. Жизнь превыше всего.
Сжав четыре сериальных года в двухчасовой фильм, авторам удается удивлять зрителя, заставляя постоянно гадать, куда отправится отчаянный беглец и где он наткнется на маршала, действующего, как ищейка, за что Джонс заслуженно взял золотую статуэтку. И пусть персонажи никогда не появляются в одном кадре — рано или поздно они встретятся лицом к лицу. Правда, здесь вырисовывается странная дилемма — сопереживаешь обоим, хотя герои находятся в разных окопах. Фильм целиком принадлежит Форду и Джонсу. Особенно, когда маршал впервые догоняет беглеца на высоченной плотине.
Режиссер шустро насыщает сюжет старым добрым хичкоковским саспенсом. Переворачивается автобус, полный зэков, мчащийся поезд сходит с рельсов, а позже вертолет преследует скорую, угнанную несгибаемым героем, которому по пути еще удается побриться и стащить завтрак в больнице. Доктор Ричард Кимбл под драматичную музыку Джеймса Ньютона Ховарда не останавливается, не отдыхает, почти не смыкает глаз и едва успевает ускользнуть от стражей закона. Поразительно другое — зрителя волнует и тот, кто убегает, и тот, кто догоняет, потому что каждый выполняет свой долг. Фильм именно об этом — долге и справедливости. Сдаваться нельзя — надо бежать, чтобы судить убийц и раскрыть коварный заговор.
«Беглец» — классический детективный фильм-погоня, который обходится без голливудского глянца и гигантомании, бешеных скоростей и яростной пальбы, но который ни на миг не оставляет в покое, потому что щедро сдобрен саспенсом. А как иначе, покуда ведется напряженнейшая охота на оболганного врача, вынужденного пуститься во все тяжкие, чтобы доказать свою невиновность, находя и складывая подсказки и постоянно избегая хищников в погонах. Сюжет работает, как часы, на которые некогда взглянуть. Перед нами рядовой человек, а не Стивен Сигал, притворяющийся коком, внезапно оказывается в роковых обстоятельствах. Зритель никогда не находится на шаг впереди или позади героев, трезво оценивая и понимая их мотивы, силы и слабости. Фильм старенький, но кажется таким свежим в эру всяких «альтронов», ремейков, сиквелов, приквелов и прочих модных слов, потому что драматично сыгран и грамотно поставлен. К тому же авторы пытаются показать порочность медицинской и судебной систем. Короче говоря, седина «Беглеца» совершенно незаметна.