Давид Бурлюк. Слово мне!
С 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года Музей русского импрессионизма представит выставку «Давид Бурлюк. Слово мне!»
В состав экспозиции войдут более 50 работ художника из 14 государственных музеев и частных коллекций. Среди них находятся произведения, которые еще ни разу не экспонировались на монографических выставках мастера.
Давид Давидович Бурлюк – живописец, график, поэт, художественный критик, «отец русского футуризма» – не нуждается в представлении узкому кругу знатоков и поклонников русского авангарда, но остается почти неизвестен широкой публике.
Он был человеком уникального склада. Обладая редким талантом объединять людей, быть центром внимания, он вызывал разные и часто противоположные чувства – от восторгов до крайнего раздражения и критики. Владимир Маяковский называл Бурлюка своим учителем: «Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая». Легендарный Антон Ашбе, у которого Бурлюк учился в частной школе в Мюнхене, в восторге назвал ученика «прекрасной дикой степной лошадью», а Бенедикт Лившиц красиво именовал его «полутороглазым стрельцом». Николай Евреинов ввел в оборот неологизм – «бурлюкать». Имя Бурлюка действительно стало нарицательным.
Выставка призвана показать многогранность художника, раскрыть его не только как «отца русского футуризма», но и как лирика, колориста-импрессиониста, как поэта. Ретроспектива художника станет логическим продолжением предыдущей выставки музея «Импрессионизм в авангарде», ведь и Давид Бурлюк пришел к авангарду через импрессионизм.
В экспозиции будут представлены произведения 1900–1930-х годов – калейдоскоп творческих преображений, разных живописных экспериментов художника. Глядя на некоторые из них, понимаешь, что спустя почти столетие мы так и не знаем Давида Бурлюка. Каким он был, как развивалось его творчество?
Художественное оформление выставки построено так, чтобы помочь посетителям увидеть картины взглядом самого автора и почувствовать себя причастными к его произведениям и эпохе.
В экспозиции будут выделены три основных тематических блока. Первая часть выставки будет представлена пленэрными пейзажами, импрессионистическими и фактурно-живописными экспрессионистическими работами. Ранние работы художника, открывающие выставку, могут стать неожиданным сюрпризом для посетителей.
Как и все русские художники-авангардисты, Давид Бурлюк прошел школу новой французской живописи, но импрессионизм проявлялся в его работах на протяжении всей творческой жизни, в отличие от других мастеров. В знаменитой листовке «Голос импрессиониста в защиту живописи», написанной в 1908 году, художник говорит: «Импрессионизм – вот надежда русской обновленной живописи».
Одной из центральных работ этого блока является полотно «Мать» (1906) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Декоративность здесь гармонично сочетается с натуралистичностью рисунка – это те самые черты, которые Бурлюк в своих работах называл «отчаянным реализмом». Ничто в этом портрете не предсказывает скорой трансформации художника в смелого авангардиста-футуриста.
Большинство ранних импрессионистических работ художника – это пейзажи. Обладая физической силой и внутренней энергией, он безустанно работал на пленэре. Один из его первых учителей Кириак Костанди даже критиковал Бурлюка, говоря, что это «не искусство, а какое-то фабричное производство». Но именно подобный подход позволил будущему мастеру выработать собственную узнаваемую манеру живописи.
Давида Бурлюка называли всеядным, и ему действительно все было интересно и любопытно. Он не боялся повторять подсмотренное у других: у Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, своих коллег-художников в России. Для Бурлюка решающим в дальнейшем развитии оказался именно опыт Матисса. Поэтому на выставке особое внимание привлекают две выбивающиеся из общего ряда картины «Волы» (1908) и «Куст роз» (середина 1910-х). Сравнительно тонкие, написанные по незакрашенному холсту — в них угадывается влияние французского фовиста.
Шаг за шагом посетитель пройдет с Бурлюком путь от импрессионизма к фовизму и войдет в эпоху авангарда, увидит футуризм таким, как его понимал Бурлюк в живописи.
Пожалуй, самая узнаваемая работа художника в этом блоке — «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского» (1916). Художник изобразил поэта, ставшего также одним из первых российских авиаторов. Мало известно, но именно Каменский ввел в оборот слово «самолет». Над ним парит муза, но вполне земных пропорций. Каменский протягивает ей розу, возможно, мы наблюдаем момент рождения вдохновения.
«Портрет моего дяди» (вторая половина 1910-х годов) — единственная на выставке работа, в которой просматривается явное влияние Пикассо. Интересно, что во время путешествия художника по России в 1918–1920 годах авторские повторы этой картины продавались лучше всего, она буквально кормила семью Бурлюка, нуждающуюся в средствах для дальнейшего путешествия. О Пикассо были наслышаны уже и в провинции. Это имя вызывало как возмущение, так и горячий интерес. По свидетельствам художника Евгения Спасского, Бурлюк «делал его [портрет] быстро, в гостинице, вклеивая куски газеты в разорванное углами лицо, имеющее три глаза, два носа и так далее».
На выставке впервые после отъезда Бурлюка из России в 1920 году будет экспонироваться уникальная картина «Жница» (1915) из частной московской коллекции. Бурлюк писал о ней: «Картина с зеркальным центром, с применением различных типов поверхности, мелко и крупно-раковистых, крючковатых, занозистых». Работа очень хрупкая, и владелец решился на ее экспонирование впервые, исключительно ради ретроспективы художника в Музее русского импрессионизма.
Отдельная история в жизни художника — годы его проживания в Японии (1921–1922). Этот период творчества Давида Бурлюка мало известен в России. Еще меньше известно о японских художниках-футуристах, с которыми Давид Бурлюк организовывал яркие выставки.
До приезда Бурлюка японцы имели представление о футуризме лишь по статьям и тексту Томмазо Маринетти. В 1920 году рядом молодых художников была создана Футуристическая художественная ассоциация и прошла «Первая выставка художников-футуристов». Среди главных представителей этого течения Того Сейдзи, Фумон Гё, Камбарай Тай, Асано Моуфу, Киносита Сайичиро и другие. Вполне закономерно, что возник интерес к русскому художнику, именовавшему себя «отцом российского футуризма».
В соавторстве с Киносита Сюйчиро Давид Бурлюк написал книгу «Что такое футуризм. Ответ», которая стала для молодых художников того времени своего рода учебником по искусству. Не столько живопись художника, сколько его взгляды на искусство и манера поведения оказали влияние на развитие различных областей японской художественной культуры.
Японский период в творчестве Давида Бурлюка, согласно документам и свидетельствам современников, отличается разнообразной и многогранной деятельностью. В течение почти двухлетнего пребывания в Японии, Бурлюк посетил Токио, Иокогаму, Нагою и другие города, побывал на южных островах Ошима и Огасавара, поднимался на Фудзияму. Он рисовал с интересом и реальную Японию, и футуристические композиции, такие как «Сеятельница риса», «Японец, разделывающий тунца», «Рыбак» и другие.
Уезжая из Японии в Америку, художник полагал стать там «отцом американского футуризма», но этому не суждено было сбыться. В попытках завоевать внимание американской критики и консервативной публики, Бурлюк создал несколько масштабных полотен, которые не сохранились до наших дней и известны лишь по фотографиям и отдельным спасенным фрагментам. Одна из таких едва не пропавших вещей – картина «Рабочие» (1924), от которой до наших дней дошла только центральная часть. Единственный раз эта работа экспонировалась в 1926 году на выставке в Филадельфии, где впечатлила зрителей не только своим размером – почти два на три метра, но и выделялась как яркое, воспевающее технический прогресс произведение. Музей русского импрессионизма покажет на выставке сохранившийся фрагмент и даст посетителям уникальный шанс увидеть полотно таким, каким оно было представлено американской публике более 90 лет назад. Виртуальная реконструкция произведения представит картину в ее полном размере.
Говоря о Давиде Бурлюке-художнике, нельзя не упомянуть о Давиде Бурлюке-поэте. Художник писал: «Я говорю о творчестве в поэзии. Ибо я – равно и поэт, и художник».
В экспозиции будет представлен сборник «Лысеющий хвост» в двух вариантах: оригинал-макет книги, какой ее хотел видеть Бурлюк, и типографский экземпляр сборника, вышедший без иллюстраций. В макете видны все исправления в строках, сделанные рукой Бурлюка, а также приклеенные к страницам черно-белые рисунки. Это единственный сборник художника, напечатанный в России до его эмиграции.
Он был таким же хорошим графиком, как и живописцем. Это прекрасно иллюстрируют оригинальные рисунки в нескольких экземплярах стихотворного футуристического сборника «Молоко кобылиц». Сборник был издан учрежденной Бурлюком группой «Гилея».
На выставке прозвучит голос художника, читающего свои стихи, – аудиозаписи, сделанные во время приезда Бурлюка в Советскую Россию. Тогда художнику было уже за 70. Он многократно выступал с предложением напечатать свои литературные произведения, но его идея в СССР так и не была осуществлена.
Давид Бурлюк обладал поразительным чутьем на таланты, сплачивал вокруг себя таких одаренных умных людей как Василий Каменский, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, в разные годы общался и сотрудничал с Казимиром Малевичем, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Александрой Экстер и другими. Художник, который не оставлял равнодушными своих современников, остается так же интересен и спустя столетие.
К выставке будет издан иллюстрированный каталог, в котором представлены художественные работы Давида Бурлюка, его стихи, рисунки, статьи.