«Серебряный век. Возвращение. Пейзажи Владимира Серебровского»
Галерея Мамонтовых представляет масштабную выставку художника Владимира Серебровского (1937-2016).
Это большое культурное событие для галереи более чем закономерно. Галерея Мамонтовых верна миссии, провозглашенной ее основателями: знакомить общество с работами художников первой половины ХХ века. Большинство из них относится к Серебряному веку или в той или иной степени связаны со стилем модерн. А Владимир Серебровский лучший, если не единственный, представитель неомодерна в живописи нашего века.
У Серебровского было много разножанровых персональных выставок, но Галерея Мамонтовых впервые показывает этого художника воспринявшим самую суть, почувствовавшим обращенность в будущее «нового стиля» эпохи Серебряного века, художника, в чьем творчестве органично возрождаются лучшие традиции, главные открытия и дух искусства Серебряного века. Художника, осознанно пришедшего к «своему», уникальному варианту модерна, к «неомодерну Владимира Серебровского». В экспозиции представлены основные этапы его творчества, прослеживается логика его внутреннего художественного развития.
Творческая биография В.Серебровского насыщенна и неординарна. Он, бесспорно, один из лучших театральных художников России, около 30 лет был главным художником МХАТ им. Горького. Оформил более 40 спектаклей и выступал прямым продолжателем русской традиции, заложенной классиками Серебряного века – А.Я. Головиным, И.Я. Билибиным, М.В. Добужинским, А.Н. Бенуа.
В. Серебровский – один из немногих художников, успешно сочетавших работу в театре и станковую живопись, и один из немногих, кто проделал путь от яркого абстракционизма (жил в Германии, писал холсты в духе мрачного готического сюрреализма) к фигуративной живописи.
В 1970-е годы, как и художники Серебряного века, испытал «культурный шок», открыв для себя Восток. Был ошеломлен и покорен ярким миром, солнечным светом, радостными красками и величественным спокойствием девственной природы. Солнце Средней Азии изменило его палитру. И он полюбил этот мир на всю жизнь.
Тема Востока была определяющей в искусстве модерна, и в творчестве Серебровского она занимает очень важное место. Он переселился в Таджикистан, время от времени наведываясь в Москву. Много путешествовал по Непалу, Индии, Японии, известен как большой знаток и поклонник ориентальной культуры и, в частности, создал иллюстрации к индийскому эпосу «Рамаяна».
Открыв для себя искусство, культуру и философию Южной и Восточной Азии, Серебровский, как и художники, стоявшие у истоков модерна начала ХХ века, отказывается от холста и масла в пользу «легкости» материала, начинает писать на бумаге и картоне прозрачной темперой и гуашью. В пейзажах, написанных во время путешествий, ярко проявилась его завораживающая орнаментальная декоративность.
Значительную часть экспозиции выставки составляют пейзажи из серии «Сто видов Памира», написанные художником как «ответ» серии японского художника Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи». Именно знаменитая гравюра Хокусая «Большая волна» поразила воображение европейских художников конца ХIХ века и стала своего рода символом судьбоносной для искусства встречи Востока и Запада.
Горные пейзажи Серебровского вызывают ассоциации с картинами признанного классика этого жанра Николая Рериха. Здесь уместно говорить лишь об опосредованном диалоге – слишком разное мировосприятие было у художников, совсем разные художественные задачи. Однако можно утверждать, что в этой неслучайной перекличке эпох есть мощь и изящество.
Вернувшись в Россию после долгих путешествий по странам Востока (1970-е – 1990-е годы), Серебровский переносит яркую азиатскую колористку на русский пейзаж.
Он увидел в скромной, неброской природе «мир живых, прозрачных пятен и упругих гибких линий». Самое обыденное — поля ромашки и иван-чая, водоемы, покрытые опавшими осенними листьями, кусты сирени — превратились в «песнь песней».
Московские сады и парки, леса, полевые тропинки и пруды, насыщены красками и светом подобно японским садам и горам Памира.
Запад и Восток сливаются в едином мироощущении в осенней серии – опавшей золотистой листве Нескучного сада, или в оранжево-красных кленах лесов Подмосковья. В этих картинах – перекличка с классиком японского искусства ХХ века, Каии Хигашиямой, творчество которого хорошо знал и которым восхищался В. Серебровский.
Многие работы художника ассоциируются с картинами знаменитых символистов эпохи модерна. Мы видим почти «дословное» совпадение пейзажа на картинах Серебровского и мастеров Серебряного века из коллекции Мамонтовых, что представлены в экспозиции. Серебровский органично и достойно сосуществуют с Петром Уткиным, Николаем Крымовым, Сергеем Чехониным, Павлом Кузнецовым, Максимилианом Волошиным, Константином Богаевским.
На выставке в Галерее Мамонтовых представлено более 70 пейзажей Серебровского, созданных в период с 1970 по 2015 год, а также 6 полотен классиков начала ХХ века из коллекции Мамонтовых.
Открытие: 21 ноября 2018 в 19.00
Адрес: Москва, Лаврушинский пер., д.11, к.1
Время работы: с 14.00 до 20.00
Выходные дни: понедельник, вторник и 21 декабря 2018 г.